Организация цифровой образовательной среды в ДОО. Из опыта работы образовательного учреждения. |
Педагогика | |||
Автор: Ермакова Ольга Анатольевна | |||
17.01.2022 18:13 | |||
Организация цифровой образовательной среды в ДОО. Из опыта работы образовательного учреждения. Известный американский философ и педагог Джон Дьюи говорил: Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. И это действительно так, ведь современный ребенок совсем не такой, каким был 10 лет назад, его окружают всевозможные гаджеты, интерактивные игрушки, компьютерные игры, которые они быстро осваивают. Компьютерные технологии активно вошли в нашу жизнь, заменив схемы, таблицы и обычные картинки. Образовательная среда детского сада должна удовлетворять потребности и интересы современных детей. Идти в ногу со временем. Именно поэтому, включение электронных средств обучения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении является в настоящее время одной из актуальных проблем.
Организация современного цифрового образовательного пространства в ДОО опирается на следующие нормативные документы:
Что же такое цифровая образовательная среда (ЦОС)? ЦОС — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Цифровая образовательная среда является открытой системой и дает возможность и право использовать разные информационные системы в работе, позволяет заменять их или добавлять новые. ЦОС ДОО включает:
Основными задачами внедрения ЦОР в работу нашего образовательного учреждения являются:
Построение цифровой образовательной среды в ДОО включала в себя реализацию следующих этапов. На первом этапе была проведена работа по повышению компетентности педагогических кадров в области ИКТ. С этой целью была реализована курсовая подготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения. Педагоги прослушали курсы по темам:
- «Применение дистанционного обучения. Разработка заданий и тестовых вопросов в онлайн форматах», 72 часа 20 человек прошли обучение в области ИКТ за последние три года. Вторым этапом внедрения ЦОР стало пополнение материально-технической базы учреждения: — во все возрастные группы и кабинеты специалистов были приобретены компьютеры, ноутбуки, телевизоры. - в спортивный и музыкальный зал приобретён мультимедийный проектор, что позволяет педагогическому коллективу быть активным участником онлайн семинаров и вебинаров. - в методическом кабинете и в кабинетах специалистов имеются МФУ (Многофункциональное устройство: принтер-сканер-копир), ламинатор и брошюратор. Благодаря чему педагоги учреждения пополняют свои методические копилки картотеками дидактических игр, настольных игр, наглядного материала, эстетично оформленными и современными пособиями (ФОТО 1). Во всем помещении МАОУ НОШ педагоги с помощью беспроводной сети Wi-Fi имеют доступ к сети Интернет. В старших группах ДОУ имеются мультимедийные проекторы и интерактивные доски (ФОТО 2). Третьим этапом работы цифровизации учреждения стало активное внедрение в практику работы интерактивно-коммуникативных технологий. Какие цифровые инструменты являются активными помощниками в нашей работе? В первую очередь, это ноутбук или компьютер, что помогает педагогам при ведении документации. В процессе образовательной деятельности воспитатели и специалисты ОО:
Методическая работа. Сетевые электронные ресурсы – это удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий при организации различных видов деятельности. Сетевые сообщества педагогов позволяют размещать свои материалы в сети интернет, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий. У многих педагогов нашего учреждения имеются мини-сайты на таких порталах как маам. ру, нспортал, инфоурок. А также личные официальные сайты. Активно ведется работа по оснащению виртуального методического кабинета МАОУ НОШ № 25. Компьютеры и ноутбуки широко используются в индивидуальной работе с воспитанниками, что позволяет закреплять материал в более интересной для детей форме (ФОТО 3). Повышение квалификации педагогов. Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференции, вебинары, онлайн мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, методические разработки, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно, а дистанционное участие доступно всем. В практике своей работы мы активно используем данный метод обучения и повышения квалификации: используем мультимедийный проектор при проведении семинаров, мастер-классов, педагогических советов, участвуем в городских методических объединениях, семинарах и совещаниях в формате онлайн (в музыкальном зале имеется проектор, во всех группах и кабинетах беспроводная сеть Wi-Fi) (ФОТО 4). Аттестация педагогов. Присвоение первой и высшей категории также осуществляется в дистанционном формате. Плюс аттестации с помощью автоматизированной информационной системы заключается в том, что педагоги могут спокойно, не отходя от рабочего места, подать заявление на присвоение категории, предоставить в аттестационную комиссию все свои наработки, публикации, выступления, достижения воспитанников и т.д. В настоящее время в детском саду работают 24 педагога, из них: — педагогических работников с высшей категорией — 8; — первая квалификационная категория — 12; 6 педагогов прошли процедуру аттестации в режиме онлайн в 2021 году. Воспитательно-образовательный процесс В своей работе педагоги применяют различные цифровые устройства: 1. Мультимедийный проектор Чаще всего используется для просмотра презентаций и обучающих мультфильмов. Презентации применяются во всех образовательных областях: Познавательное развитие. При ознакомлении с окружающим использование данной технологии — это отличная возможность рассказать детям о мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны. На занятиях по социально-коммуникативному развитию детям предлагаются презентации на социальные темы, проблемные ситуации, мультфильмы нравственного содержания. Художественно – эстетическое развитие. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов, с мировыми произведениями искусства. Схемы поделок, рисунков более детально можно рассмотреть, если вывести на большой экран алгоритм выполнения, схемы заданий (ФОТО 5). На занятиях по формированию элементарных математических представлений формируются способы зрительного восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивается зрительная память. Презентации помогают в усвоении детьми сенсорных представлений: формы, размер, цвет. Дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете. Расширить словарный запас детей, формировать звуковую культуру речи, развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности можно, если включать презентации в образовательную деятельность по развитию речи. На занятиях по физическому развитию презентации применяются при ознакомлении детей с различными видами спорта, при обучении основным видам движений, при проведении физкультурных праздников, досугов и развлечений. При проведении физкультминуток и динамических пауз во время и между занятиями также применяются мультимедийные презентации (ФОТО 6). Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. В ДОУ создана «Копилка авторских мультимедийных презентаций» по различным образовательным областям, которые активно используются педагогами нашего детского сада. Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь. Управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской или рукой (ФОТО 7). Мы в своей работе активно используем интерактивные игры. Педагоги нашего учреждения с успехом освоили технологию созданию интерактивных игр. Разработаны картотеки дидактических интерактивных игр по образовательным областям, конспекты занятий с использованием интерактивного оборудования. Мультипликация в образовательном процессе – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Она представляет собой сложный интегрированный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств. Работая над созданием мультфильма, дети осваивают области литературного творчества, изобразительного творчества, знакомятся с технической стороной деятельности. Кроме того, знакомство с профессиями мультипликации имеет огромное значение при реализации программы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Создание мультфильма проходит в несколько этапов:
Мультфильмы можно применять при закрепление различных образовательных тем. Например, для закрепления правил пожарной безопасности, дети совместно с воспитателем группы создали мультфильм «Кошкин дом». Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве. Для решения данной задачи созданы совместные группы родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях ( «Вконтакте», «WhatsApp», «Instagram»). Таким образом, можно сделать вывод: внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:
Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса. При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы: 1. Материальная база ДОУ. Как уже отмечалось выше, для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: компьютер (ноутбук), проектор, колонки, экран, интерактивная доска. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут себе это позволить. 2. Защита здоровья ребенка. Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации. Новые санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые действуют с 1 января 2021 предусматривают продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, до 5 лет использование ЭСО в детском саду не предусмотрено. Также в данном СанПиНе подробно прописаны требования к различным видам цифровых ресурсов, с которыми каждый педагог должен быть знаком. 3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога. Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet. Не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии — это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, дать возможность новому поколению овладеть новыми технологиями. ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка, и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.
|