Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация цифровой образовательной среды в ДОО. Из опыта работы образовательного учреждения.
Педагогика
Автор: Ермакова Ольга Анатольевна   
17.01.2022 18:13

Организация цифровой образовательной среды в ДОО. Из опыта работы образовательного учреждения.Организация цифровой образовательной среды в ДОО. Из опыта работы образовательного учреждения.

Известный американский философ и педагог Джон Дьюи говорил: Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. И это действительно так, ведь современный ребенок совсем не такой, каким был 10 лет назад, его окружают всевозможные гаджеты, интерактивные игрушки, компьютерные игры, которые они быстро осваивают. Компьютерные технологии активно вошли в нашу жизнь, заменив схемы, таблицы и обычные картинки. Образовательная среда детского сада должна удовлетворять потребности и интересы современных детей. Идти в ногу со временем.

Именно поэтому, включение электронных средств обучения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении является в настоящее время одной из актуальных проблем.

 

Скачать конспект

Организация современного цифрового образовательного пространства в ДОО опирается на следующие нормативные документы:

  1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (2019-2024 годы) согласно которому в образовательных организациях всех уровней необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду уже к 2024 году.
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ», в котором говорится, что информационно-образовательная среда должна включать в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который предъявляет требования к образовательной среде: она должна быть максимально насыщенной, оборудованием, которое совмещает в едином развивающем пространстве не только традиционные игры, игрушки и иное учебно-методическое оборудование, но и электронные образовательные ресурсы.
  4. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) также трактует, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.

Что же такое цифровая образовательная среда (ЦОС)? ЦОС — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Цифровая образовательная среда является открытой системой и дает возможность и право использовать разные информационные системы в работе, позволяет заменять их или добавлять новые.

ЦОС ДОО включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
  • совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, иное ИКТ-оборудование;
  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.

Основными задачами внедрения ЦОР в работу нашего образовательного учреждения являются:

  • создание условий для повышения качества образования;
  • развитие информационной культуры воспитанников, педагогических и руководящих кадров, формирование способности эффективно использовать информационные ресурсы и технологии;
  • формирование у участников образовательного процесса навыков использования цифровых ресурсов образовательной деятельности, умения получать и преобразовывать информацию;
  • обеспечение взаимодействия между родителями (законными представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
  • создание условий дальнейшего развития информационного пространства дошкольного учреждения.

Построение цифровой образовательной среды в ДОО включала в себя реализацию следующих этапов.

На первом этапе была проведена работа по повышению компетентности педагогических кадров в области ИКТ.

С этой целью была реализована курсовая подготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения.

Педагоги прослушали курсы по темам:

  • «Компьютерная азбука» в количестве 196 часов
  • «Современный информационно-коммуникативные технологии», 72 часа

- «Применение дистанционного обучения. Разработка заданий и тестовых вопросов в онлайн форматах», 72 часа

20 человек прошли обучение в области ИКТ за последние три года.

Вторым этапом внедрения ЦОР стало пополнение материально-технической базы учреждения:

— во все возрастные группы и кабинеты специалистов были приобретены компьютеры, ноутбуки, телевизоры.

- в спортивный и музыкальный зал приобретён мультимедийный проектор, что позволяет педагогическому коллективу быть активным участником онлайн семинаров и вебинаров.

- в методическом кабинете и в кабинетах специалистов имеются МФУ (Многофункциональное устройство: принтер-сканер-копир), ламинатор и брошюратор. Благодаря чему педагоги учреждения пополняют свои методические копилки картотеками дидактических игр, настольных игр, наглядного материала, эстетично оформленными и современными пособиями (ФОТО 1).

Во всем помещении МАОУ НОШ педагоги с помощью беспроводной сети Wi-Fi имеют доступ к сети Интернет.

В старших группах ДОУ имеются мультимедийные проекторы и интерактивные доски (ФОТО 2).

Третьим этапом работы цифровизации учреждения стало активное внедрение в практику работы интерактивно-коммуникативных технологий.

Какие цифровые инструменты являются активными помощниками в нашей работе?

В первую очередь, это ноутбук или компьютер, что помогает педагогам при ведении документации.

В процессе образовательной деятельности воспитатели и специалисты ОО:

  • составляют и оформляют календарные и перспективные планы, отчеты, рабочие программы;
  • заполняют мониторинги выполнения программ, диагностику развития детей;
  • готовят материал для оформления родительского уголка;
  • в работе широко используются автоматизированные информационные системы;
  • обмен информацией осуществляется через электронную почту.

Методическая работа.

Сетевые электронные ресурсы – это удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий при организации различных видов деятельности.

Сетевые сообщества педагогов позволяют размещать свои материалы в сети интернет, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

У многих педагогов нашего учреждения имеются мини-сайты на таких порталах как маам. ру, нспортал, инфоурок. А также личные официальные сайты.

Активно ведется работа по оснащению виртуального методического кабинета МАОУ НОШ № 25.

Компьютеры и ноутбуки широко используются в индивидуальной работе с воспитанниками, что позволяет закреплять материал в более интересной для детей форме (ФОТО 3).

Повышение квалификации педагогов.

Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференции, вебинары, онлайн мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, методические разработки, тестирование).

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно, а дистанционное участие доступно всем.

В практике своей работы мы активно используем данный метод обучения и повышения квалификации: используем мультимедийный проектор при проведении семинаров, мастер-классов, педагогических советов, участвуем в городских методических объединениях, семинарах и совещаниях в формате онлайн (в музыкальном зале имеется проектор, во всех группах и кабинетах беспроводная сеть Wi-Fi) (ФОТО 4).

Аттестация педагогов.

Присвоение первой и высшей категории также осуществляется в дистанционном формате. Плюс аттестации с помощью автоматизированной информационной системы заключается в том, что педагоги могут спокойно, не отходя от рабочего места, подать заявление на присвоение категории, предоставить в аттестационную комиссию все свои наработки, публикации, выступления, достижения воспитанников и т.д.

В настоящее время в детском саду работают 24 педагога, из них:

— педагогических работников с высшей категорией — 8;

— первая квалификационная категория — 12;

6 педагогов прошли процедуру аттестации в режиме онлайн в 2021 году.

Воспитательно-образовательный процесс

В своей работе педагоги применяют различные цифровые устройства:

1. Мультимедийный проектор

Чаще всего используется для просмотра презентаций и обучающих мультфильмов.

Презентации применяются во всех образовательных областях:

Познавательное развитие. При ознакомлении с окружающим использование данной технологии — это отличная возможность рассказать детям о мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны.

На занятиях по социально-коммуникативному развитию детям предлагаются презентации на социальные темы, проблемные ситуации, мультфильмы нравственного содержания.

Художественно – эстетическое развитие. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов, с мировыми произведениями искусства. Схемы поделок, рисунков более детально можно рассмотреть, если вывести на большой экран алгоритм выполнения, схемы заданий (ФОТО 5).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений формируются способы зрительного восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивается зрительная память. Презентации помогают в усвоении детьми сенсорных представлений: формы, размер, цвет. Дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете.

Расширить словарный запас детей, формировать звуковую культуру речи, развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности можно, если включать презентации в образовательную деятельность по развитию речи.

На занятиях по физическому развитию презентации применяются при ознакомлении детей с различными видами спорта, при обучении основным видам движений, при проведении физкультурных праздников, досугов и развлечений.

При проведении физкультминуток и динамических пауз во время и между занятиями также применяются мультимедийные презентации (ФОТО 6).

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

В ДОУ создана «Копилка авторских мультимедийных презентаций» по различным образовательным областям, которые активно используются педагогами нашего детского сада.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь.

Управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской или рукой (ФОТО 7).

Мы в своей работе активно используем интерактивные игры. Педагоги нашего учреждения с успехом освоили технологию созданию интерактивных игр.

Разработаны картотеки дидактических интерактивных игр по образовательным областям, конспекты занятий с использованием интерактивного оборудования.

Мультипликация в образовательном процессе – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Она представляет собой сложный интегрированный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств. Работая над созданием мультфильма, дети осваивают области литературного творчества, изобразительного творчества, знакомятся с технической стороной деятельности. Кроме того, знакомство с профессиями мультипликации имеет огромное значение при реализации программы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Создание мультфильма проходит в несколько этапов:

  1. Выбор сюжета
  2. Определение техники анимации (Для этого дети заранее знакомятся с различными техниками анимации)
  3. Раскадровка
  4. Создание персонажей
  5. Озвучивание
  6. Монтаж
  7. Просмотр мультфильма

Мультфильмы можно применять при закрепление различных образовательных тем. Например, для закрепления правил пожарной безопасности, дети совместно с воспитателем группы создали мультфильм «Кошкин дом».

Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве.

Для решения данной задачи созданы совместные группы родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях ( «Вконтакте», «WhatsApp», «Instagram»).

Таким образом, можно сделать вывод: внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу
  • обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная
  • слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь
  • можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.)
  • использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями

Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше, для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: компьютер (ноутбук), проектор, колонки, экран, интерактивная доска. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут себе это позволить.

2. Защита здоровья ребенка.

Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации. Новые санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые действуют с 1 января 2021 предусматривают продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, до 5 лет использование ЭСО в детском саду не предусмотрено.

Также в данном СанПиНе подробно прописаны требования к различным видам цифровых ресурсов, с которыми каждый педагог должен быть знаком.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии — это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, дать возможность новому поколению овладеть новыми технологиями.

ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка, и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год