Методы диагностики свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Улитина Марина Сергеевна | |||
18.01.2022 20:08 | |||
Методы диагностики свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста Улитина Марина Сергеевна Современная дошкольная образовательная организация ориентирована на личность воспитанника, его развитие, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей для раскрытия способностей, склонностей. Поэтому возникает потребность в системе контроля качества образовательного процесса, которая позволит отслеживать динамику развития детей. Особенности свойств внимания детей среднего дошкольного возраста могут быть выявлены в ходе диагностики. В качестве показателей свойств внимания детей среднего дошкольного возраста были выделены следующие:
Вышеназванные свойства внимания подлежат диагностике, которая представляет собой совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации процесса обучения, совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Проведение диагностики требует подбор методов и проведение исследования свойств внимания, качественный и количественный анализ результатов, определение уровня развития свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста. Подбор диагностических методик осуществляется не только с учетом показателей свойств внимания, но и определенного материала (наглядного, словесного), соответствующего возрастным особенностям детей. В результате исследования возрастных показателей свойств внимания детей среднего дошкольного возраста мы выяснили, что материалом для определения этих свойств могут выступать различные рисунки, графические символы, геометрические фигуры. По мнению Г.А. Урунтаевой, для диагностики свойств внимания детей среднего дошкольного возраста используется не одна, а несколько методик, оценивающих свойства внимания с различных сторон. Это позволяет не только получить более надежные результаты, но и отражает многогранность диагностируемого психологического процесса. Каждая из методик позволяет оценить соответствующее свойство внимания со специфической стороны, что, в конечном итоге, дает возможность получить комплексную, разностороннюю оценку особенностей показателей развития свойств внимания детей среднего дошкольного возраста. Сбор объективной информации об особенностях развития свойств внимания детей среднего дошкольного возраста может основываться на не экспериментальных и экспериментальных методах. Среди не экспериментальных методов выделим метод наблюдения, эффективность которого повышается при использовании программы наблюдения, выделении признаков изучаемого явления, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений за детьми, проведенных в различных ситуациях разными людьми. Например, данные наблюдений, полученные родителями, педагогами. Использование экспериментальных методов позволяет дополнить и повысить результаты исследования свойств внимания. Отличие диагностических методов от не экспериментальных методов состоит в том, что они описывают свойства внимания и одновременно дают им количественную или качественную квалификацию. Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы.
|