СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА |
Педагогика | |||
Автор: Заварзина Вероника Андреевна | |||
17.01.2022 06:07 | |||
СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Формированию сплоченности в трудовом коллективе отводится особая роль в работе любой организации. Особенно важное значение эта проблема приобретает в дошкольных образовательных организациях где от характера и особенностей общения сотрудников между собой зависит эффективность работы с детьми. Навыки сотрудничества, взаимная поддержка, повышение потенциала каждого сотрудника и другие качества командной работы способствуют поступательному росту организации. Поэтому формирование навыков командной работы становится одной из ключевых задач в высокоэффективных организациях. Формирование коллектива в настоящее время должно основываться на принципе межличностных связей внутри него. Коллектив состоит из людей, объединенных общей целью, грамотно взаимодействующих между собой. По мере развития в коллективе человек приобретает ценные качества, необходимые для его социализации: умение четко выражать свои мысли и идеи, умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, ответственность перед общей целью, взаимопомощь. Результатом включенности в коллектив является появление социального опыта, который создает условия для возникновения специфических образований, включающих в себя своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек. Одной из основных характеристик педагогического коллектива является специфика его профессиональной деятельности – педагогический коллектив обучает и воспитывает молодое поколение. Эффективность профессиональной деятельности индивидуального педагогического коллектива может определяться уровнем педагогической культуры его членов, уровнем организованности и слаженности сотрудничества.
Сплоченность коллектива – понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности. Хороший социально-психологический климат формируется товарищескими контактами, сотрудничеством и взаимопомощью вовремя и после работы. Сплочение педагогического коллектива может быть реализовано лишь в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и пр.), в общении. В коллективе необходимо создать такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди коллег. Также не стоит упускать характер межличностных отношений (симпатия, антипатия и пр.), общение внутри групп. Такие методы, как деловые и интеллектуальные игры, спортивные соревнования, тренировки или тимбилдинг будут способствовать сплочению педагогического коллектива. Педагоги с большим стажем могут оказать неоценимую помощь в объединении педагогического коллектива. Важная роль в сплочении педагогического коллектива принадлежит руководству образовательного учреждения. Руководитель должен учитывать в своей повседневной деятельности тот факт, что педагоги обладают разными характерами, качествами, и совершенно разной образовательной и специальной подготовкой. Все это требует от руководства изучения каждого педагога, умения выбирать способы, которые оказывают воздействие на индивида в зависимости от черт характера, социальных характеристик. Руководитель образовательного учреждения должен выявлять как личные, так и профессиональные потребности каждого педагога; оказывать помощь в определении целей педагогов; создавать условия для наиболее комфортного удовлетворения своих запросов. Работая над сплоченностью педагогического коллектива, руководитель может добиться однозначного толкования задач образовательного учреждения. Кроме того, руководитель организовывает неформальных мероприятия, направленные на развитие личных контактов внутри коллектива. Мы считаем, что для повышения эффективности коллективной деятельности педагогов, необходимы:
Сплоченность в педагогическом коллективе является основным условием высокой интеграции между педагогами формирования отношений взаимопомощи, следствием чего становится удовлетворение своим трудом, высокая дисциплина, осуществление внутригруппового контроля и повышение производительности, которая в наибольшей степени зависит от стандартов труда, принятых в качестве устойчивой социальной нормы. Таким образом, условием формирования сплоченности педагогического коллектива может быть коллективная деятельность, направленная на укрепление межличностных связей, признание и раскрытие потенциала каждого педагога.
|