Культурные практики в ранней профориентации детей дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Краснова Зоя Анатольевна | |||
09.11.2021 04:51 | |||
Культурные практики в ранней профориентации детей дошкольного возраста Современные дети – это дети информационного века, цифровых технологий, стремительных открытий. Эти дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию нового. Сравнивая дошкольника наших дней со сверстником прошлого десятилетия, становятся очевидным различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И педагогически не целесообразно в воспитании и обучении современного ребёнка применять только лишь традиционные подходы и методы. Требуются новые подходы в воспитании и образовании. В контексте ФГОС дошкольного образования один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования у детей положительного отношения к труду и их ранней профориентации. В связи с этим допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация становится важным направлением работы образовательных учреждений, оставаясь на данный момент малоизученным в психологии и дошкольной педагогике.
Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно строить в формате культурных практик, обеспечивающих условия для приобретения, повторения, применения культурного опыта, позволяющих создать организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. Культурные практики и развитие ребенка Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Сейчас наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности. Что такое «культурные практики»? Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях. Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников — организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; — создание условий для свободного выбора детьми деятельности; — вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий. Что же можно считать культурной практикой? К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы Они могут быть дополнены другими культурными практиками… практическая деятельность ( «трудовое воспитание»); результативные физические упражнения ( «физкультура»); коммуникативный тренинг ( «развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое В подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике Где в образовательном пространстве детского сада можно использовать культурные практики? Совместная игра воспитателя и детей Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта Творческая мастерская Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) Сенсорный и интеллектуальный тренинг Детский досуг Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Организация культурных практик Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами.»
|