Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Краткосрочный педагогический проект «Детская одаренность. Пути ее развития» (для детей 4-5 лет)
Педагогика
Автор: Гильмутдинова Раушания Талгатовна   
20.05.2021 21:54

Краткосрочный педагогический проект «Детская одаренность. Пути ее развития» (для детей 4-5 лет)Краткосрочный педагогический проект «Детская одаренность. Пути ее развития» (для детей 4-5 лет)

Воспитатель первой квалификационной категории Гильмутдинова Р.Т. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Колокольчик» г.Бавлы, 2021 год

Краткосрочный проект «Детская одаренность. Пути ее развития» в средней группе

Информационная карта проекта:

Тип проекта: художественно — творческий.

Вид проекта:

По времени — краткосрочный, с 10 марта 2021 по 24 марта 2021.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель: обеспечение возможности самореализации одаренной личности в различных изобразительных видах деятельности.

 

Скачать конспект

Актуальность проекта:

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, физических, умственных и др.).

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка. Необходима «перестройка системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности».

В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций.

Новизна проекта состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изображения, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Постановка проблемы

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны — отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогов по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Общие принципы обучения:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств дошкольников.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности детей. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
  • Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных детей на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Цель проекта: обеспечение возможности самореализации одаренной личности в различных изобразительных видах деятельности.

Задачи:

для детей:

Образовательные задачи:

  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности
  • учить детей видеть красоту окружающего мира
  • продолжать учить детей выражать свои чувства через творчество
  • формировать навыки и совершенствовать умения работы ручными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
  • обучать технологиям реализации разных видов творчества.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные процессы — память, мышление, восприятие, воображение, внимание
  • формировать творческие способности
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать устойчивый интерес продуктивным видам деятельности
  • воспитывать самостоятельность при создании творческих работ.

для педагогов:

  • способствовать обогащению и индивидуализации предметно — развивающей среды группы
  • создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, конкурсах различных уровней.

для родителей:

  • повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
  • оказать помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одаренного ребенка
  • укреплять мотивацию родителей детей с признаками одаренности на объединение усилий по развитию творческого потенциала детей.

Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.

Продукт проекта: оформление и выставка галереи картин «Рисуем, творим, фантазируем».

Этапы проекта:

I этап – подготовительный.

На первом этапе, на основе проведенных бесед с детьми разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи. Определены участники проекта, его содержание, анкетирование родителей.

2 этап – основной.

Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого проведена работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

3 этап – заключительный:

  • обработка результатов по реализации проекта.
  • оформление выставки галереи картин «Рисуем, творим, фантазируем».

План реализации проекта

1. Подготовительный этап проекта.

Задачи:

  • разработать план реализации проекта
  • подобрать программно-методическое обеспечение для реализации проекта
  • обогатить предметно-развивающую среду в группе
  • вовлечь родителей в проектную деятельность.

№п/п

Мероприятия

Сроки

 
  • Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, игр и т. д.
  • Составление перспективного плана мероприятий проекта.
  • Подбор оборудования и различных материалов для оснащения центра художественного творчества.
  • Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка».

Март, 2021

  1. 1.Основной этап проекта

Задачи:

- формировать познавательное отношение к окружающему миру через поддержку любознательности и инициативы детей в познании мира;

- организовать в группе все виды деятельности детей вокруг проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Проектная линия 1. Организация работы с детьми

1.

*Беседа: «Чем можно рисовать?», «Юный художник».

*Игры в центре художественно-эстетического развития, «Какими красками мы нарисуем эту картину?», «Цветик - семицветик» (смешивание цветов).

*Чтение сказки «Краски и радуга».

*Игровая - ситуация «Почему у Земли платье зеленое».

*Рассматривание иллюстрации из альбома «2».

*ООД«Удивительные цветы» (отпечаток мятой бумагой и гофрированным картоном).

*Дидактические игры:«Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги», «Найди как можно больше аналогий с реальными предметами».

*ООД «Весенняя фантазия» - (оттиск стеклом).

*П/и «Мы рисуем, мечтаем, живем».

*Пальчиковая гимнастика «Держим кисточку, вот так…».

*ООД «Весна идет, Весне дорогу!» - коллаж из разных материалов.

* Показ презентации «Откуда взялись краски?»

*ООД по лепке «Сказочная птица» - разные техники изображения.

*Опытно - экспериментальная деятельность «Соленая акварель».

С 10.03.2021 -24 .03 2021

2.

*Чтение сказки «Маленькая Фея».

*Дидактические игры: «Превращение пятнышек», «Волшебная ниточка», «Добрая и злая Фея».

*Проблемная ситуация «Чем можно украсить декоративные камушки».

*ООД «Красивые картинки из разноцветных ниток» (ниткография).

*Прослушивание мелодий в сочетании со звуками живой природы.

*ООД «Я рисую музыку» (рисование музыки).

*Сюжетно - ролевая игра: «Магазин красок».

*Работа в уголке изодеятельности - «Что я загадала», «Счетные палочки не только для счета», «Несуществующее животное».

*ООД «Превращение конуса» - конструирование из бумаги.

*Пальчиковая гимнастика «Художник».

*ООД «Облака - загадки» (рисование по сырому фону).

*Просмотр видеоролика «Школа необычных художников».

*П/и «Краски».

*ООД «Яблоня в цвету» пластилинография.

*Игра - эксперимент: «Экологические краски».

*Выставка галереи картин «Рисуем, творим, фантазируем».

с .03.2021 - .03 2021

Проектная линия 2. Взаимодействие с родителями

1.

*Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

*Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка».

*Консультация «Способности ребенка и как их распознать».

*Памятка «Гений с пеленок»».

с .03.2021 - .03 2021

2.

*Консультация «Роль семейного воспитания в развитии одаренности»

*Буклет «Если дома нет кисточки».

*День открытых дверей, показ ООД «Облака - загадки».

*Выставка рисунков «Рисуем, творим, фантазируем»

с .03.2021 - .03 2021

Проектная линия 3. Взаимодействие с педагогами

1.

* Консультация «Условия развития художественно-творческих способностей ребенка».

*Круглый стол «Одаренность - проблема становления личности».

*Копилка педагогического мастерства «Методы и формы организации работы с детьми с признаками одаренности».

с .03.2021 - .03 2021

2.

*Буклет «Одаренные дети: раскрыть, поддержать, развивать».

*Консультация «Ложная одаренность».

*Открытый показ ООД «Я рисую музыку».

*Презентация. Итоги работы проекта «Детская одаренность. Пути ее развития».

с .03.2021 - .03 2021

3. Заключительный этап проекта

Задачи:

- обобщить итоги работы с детьми и родителями;

- оформление выставки галереи картин «Рисуем, творим, фантазируем».

№ п/п

Мероприятия

Сроки

 
  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Презентация проекта «Детская одаренность. Пути ее развития».
  • Выставка галереи картин «Рисуем, творим, фантазируем».

Март, 2021

Предполагаемые результаты:

для детей:

- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои художественные способности или иные способности;

- повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

- положительная динамика и высокие результаты художественно-творческого развития одаренных детей;

- нахождение адекватных выразительных изобразительных средств, для создания художественного образа;

- самостоятельность при выборе темы сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно - творческой выразительности;

- способность к адекватной самооценки своих работ.

Для педагогов: 

- систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно - творческих способностей одаренных детей;

- создание условий, материально - техническое обеспечение для поддержки и развития творческого потенциала ребенка;

- сохранение и дальнейшее развитие способности ребенка, опираясь на его собственную активность;

- организация взаимодействия с родителями по развитию и совершенствованию художественно - творческих способностей одаренного ребенка, привлечение родителей к поддержке творческого процесса в домашних условиях.

Для родителей:

- изучение и развитие родителями личности своего ребенка;

- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;

- установка положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

Список литературы

1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.:Питер, 2011. - 147 с.

2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.:«МПСИ», 2009. - 480 с.

3. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Издательство

НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

4. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.

5. Туник, Е.Е., Опутникова, В.П. Оценка способностей и личностных качеств дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 104 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год