Краткосрочный педагогический проект «Детская одаренность. Пути ее развития» (для детей 4-5 лет) |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Гильмутдинова Раушания Талгатовна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.05.2021 21:54 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткосрочный педагогический проект «Детская одаренность. Пути ее развития» (для детей 4-5 лет) Воспитатель первой квалификационной категории Гильмутдинова Р.Т. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Колокольчик» г.Бавлы, 2021 год Краткосрочный проект «Детская одаренность. Пути ее развития» в средней группе Информационная карта проекта: Тип проекта: художественно — творческий. Вид проекта: По времени — краткосрочный, с 10 марта 2021 по 24 марта 2021. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Цель: обеспечение возможности самореализации одаренной личности в различных изобразительных видах деятельности.
Актуальность проекта: Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, физических, умственных и др.). Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка. Необходима «перестройка системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности». В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Новизна проекта состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изображения, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Постановка проблемы В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны — отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогов по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Общие принципы обучения:
Цель проекта: обеспечение возможности самореализации одаренной личности в различных изобразительных видах деятельности. Задачи: для детей: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
для педагогов:
для родителей:
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности. Продукт проекта: оформление и выставка галереи картин «Рисуем, творим, фантазируем». Этапы проекта: I этап – подготовительный. На первом этапе, на основе проведенных бесед с детьми разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи. Определены участники проекта, его содержание, анкетирование родителей. 2 этап – основной. Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого проведена работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. 3 этап – заключительный:
План реализации проекта 1. Подготовительный этап проекта. Задачи:
Задачи: - формировать познавательное отношение к окружающему миру через поддержку любознательности и инициативы детей в познании мира; - организовать в группе все виды деятельности детей вокруг проекта.
3. Заключительный этап проекта Задачи: - обобщить итоги работы с детьми и родителями; - оформление выставки галереи картин «Рисуем, творим, фантазируем».
Предполагаемые результаты: для детей: - увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои художественные способности или иные способности; - повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом; - положительная динамика и высокие результаты художественно-творческого развития одаренных детей; - нахождение адекватных выразительных изобразительных средств, для создания художественного образа; - самостоятельность при выборе темы сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно - творческой выразительности; - способность к адекватной самооценки своих работ. Для педагогов: - систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно - творческих способностей одаренных детей; - создание условий, материально - техническое обеспечение для поддержки и развития творческого потенциала ребенка; - сохранение и дальнейшее развитие способности ребенка, опираясь на его собственную активность; - организация взаимодействия с родителями по развитию и совершенствованию художественно - творческих способностей одаренного ребенка, привлечение родителей к поддержке творческого процесса в домашних условиях. Для родителей: - изучение и развитие родителями личности своего ребенка; - родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность; - установка положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями. Список литературы 1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.:Питер, 2011. - 147 с. 2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.:«МПСИ», 2009. - 480 с. 3. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с. 4. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с. 5. Туник, Е.Е., Опутникова, В.П. Оценка способностей и личностных качеств дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 104 с.
|