Мастер-класс на тему: «Ранняя профориентация дошкольников» в рамках методических дней |
Педагогика | |||
Автор: Хабибуллина Елена Юрьевна | |||
25.05.2021 17:46 | |||
Мастер-класс на тему: «Ранняя профориентация дошкольников» в рамках методических дней Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Пчелка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Подготовила и провела: Хабибуллина Елена Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории; Добрый день, Уважаемые коллеги! Свое выступление я начала с произведения В.В. Маяковского «Кем быть!» неспроста. Как вы думаете почему? Предполагаемые ответы коллег Действительно выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален. И тема «Ранней профориентации» меня заинтересовала давно. Однажды, когда мы с детьми беседовали на тему профессий, тогда я поняла, что у детей очень мало знаний на эту тему. Решила дать им домашнее задание: расспросить у родителей, кем они работают. Дети дома узнали о профессиях своих родителей и на одной из очередных встреч, рассказали о них, отвечая, на вопросы:
- Каким трудом заняты родители? - Были ли вы на работе у папы, у мамы? - Вы видели, каким трудом они заняты? - Что умеют делать? Что делают на работе? А что нам дети ответили, вы сейчас можете услышать и увидеть. Видео показ Как вы увидели, что не все дети могут назвать, где и кем работают их родители. Представление о профессиях у детей было размыто. После этого я приняла решение изучить тему «Ранняя профориентация дошкольников» и реализовывать ее в своей группе. Ведь детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Давайте для начала вспомним, что же такое профессия? Предполагаемые ответы коллег Все верно. Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от «profiteer — объявляю своим делом», род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Коллеги, я предлагаю вам обратить внимание на экран. Необходимо определить, к каким профессиям относятся эти группы слов. «Профсловарь»
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Предполагаемые ответы коллег Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно. Давайте теперь разберемся, что же такое ранняя профессиональная ориентация? Предполагаемые ответы коллег Да, уважаемые коллеги, совершенно верно! Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений на современном этапе. Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Изучив методическую литературу по ранней профориентации дошкольников, я начала реализовывать эту работу с октября 2020 года в средней группе. Среди педагогов я провела тестирование, в котором мне стало понятно, что эта тема очень актуальна и интересна для педагогов. Ознакомление дошкольников с профессиями я осуществляю с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Основная задача моей работы заключается в расширении и обобщении знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Формирование представлений дошкольников о мире труда — это актуальный процесс, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Мы с детьми совершаем виртуальные экскурсии, которые позволяют получить визуальные сведения о профессиях, которые мы не можем увидеть в детском саду, местах недоступных для реального посещения. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. https://www. sites. google. com/site/mirprofssij/professii/virtualnaa-ekskursia Для организации работы по ранней профориентации детей, прежде всего, я обратила внимание на создание соответствующей развивающей среды, которая бы не только способствовала ознакомлению детей с профессиями взрослых. Создала в группе уголок профориентации, который содержит: дидактические игры, наглядные пособия и художественную литературу по теме, различные картотеки. С детьми провожу экскурсию по детскому саду, в медицинский блок, на кухню, провожу беседы, читаем детскую художественную литературу, на прогулке наблюдаем за трудом дворника и, конечно же, играем. Свою работу, по ранней профориентации дошкольников я осуществляю через самостоятельную и совместную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. На игровой деятельности я бы хотела остановиться поподробнее! Коллеги давайте вспомним, что такое игра? (Ответы педагогов) Верно! Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Я предлагаю вам, тоже немного поиграть! Игра «Соедини пословицу» Пословицы разрезаны на 2 части и предложены командам, команда победитель та, которая первая правильно соединит пословицы и зачитает присутствующим.
А пока наши команды готовятся, предлагаю вам тоже вспомнить некоторые пословицы: Если не трудиться– можно в жизни заблудиться. Больному помогает врач, а голодному — калач. Куда иголка, туда и нитка. Учитель в школе что посев в поле. Кто не работает, тот не ест. Терпенье и труд всё перетрут. Так же одним из основных видов игры, является сюжетно-ролевая игра. Основная задача сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линию сюжета, берут на себя роли. Во время игры дети меняются ролями, что способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. Главное, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. Коллеги, обратите внимание на экран, перед вами ребусы в них зашифрованы названия профессий, предлагаю их расшифровать. «Ребусы» (артист, модельер, столяр, преподаватель, синоптик) Одной из важнейших потребностей ребенка является получение новых впечатлений и знаний. Ранняя профориентация дошкольников это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В общеобразовательной программе «От рождения до школы», которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. Сложность работы заключается в том, что у дошкольников, по мнению большинства родителей, эта тема не вызывает волнующего интереса, а ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает и что его больше интересует. Поэтому работа воспитателей заключается в том, чтобы заинтересовать детей и родителей профессиональным миром. Это очень важно – иметь определенную подготовку по ранней профориентации. Кем — бы не стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, роль выбора своей будущей профессии. Основная идея работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для знакомства с той или иной профессией я использую разные формы и приемы. Одним из таких приемов являются «Интеллект карты». Посмотрите, как просто можно разобрать профессию по ее «подтемам». Работа и интеллект картой (на магнитной доске) А также, с профессиями я знакомлю детей по следующему алгоритму:
Уважаемы коллеги, прошу выйти 5 желающих и по алгоритму составить описание профессии. Используя алгоритмы, в знакомстве с профессиями, у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности. Следующая игра «Пантомима», приглашаю еще 3 желающих для игры. Вам необходимо изобразить трудовые действия профессии, а остальным педагогам нужно отгадать, какую профессию изображает пантомим. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для того чтобы работа по ранней профориентации детей проходила интересно я привлекла родителей, как представителей разных профессий. Это вызывало огромный интерес к профессии у детей и гордость за своих родителей. В начале года было проведено анкетирование среди родителей, в результате которого я сделала вывод, что они плохо представляют значимость профориентационной работы в дошкольном учреждении. Поэтому актуальность ознакомления детей с профессиями очевидна. Родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии. В нашем детском саду есть традиция «Посткроссинг» мы каждую среду отправляем письма в соседнюю группу и получаем их в ответ. Эту же традицию я предложила и родителям. Они с удовольствием приняли участие, теперь мы получаем письма от родителей, в которых они делятся рассказами и фотографиями о своих профессиях. Так же для родителей, я провела онлайн консультации по данной теме, на платформе ZOOM. Был организован совместный конкурс рисунков на тему «Профессия моих родителей». С целью успешной реализации мы планируем продолжить работу по ранней профориентации дошкольников. В перспективе я ставлю перед собой и детьми задачу популяризации технических профессий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность. И напоследок хочу у вас спросить: Кто такой счастливый человек? Предполагаемые ответы коллег Мы все с вами счастливые люди! Потому что у нас есть любимая работа! Используемая литература:
|