Мозжечковая стимуляция с применением балансировочной доски Бильгоу в коррекции звукопроизношения в домашних условиях. |
Педагогика | |||
Автор: Романенко Ксения Валерьевна, Кузнецова Марина Сергеевна | |||
15.05.2021 23:57 | |||
Мозжечковая стимуляция с применением балансировочной доски Бильгоу в коррекции звукопроизношения в домашних условиях. В настоящее одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге, который содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и определяет скорость работы всего головного мозга в целом. В последние десятилетия ученые пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему. В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи. Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка.
Метод мозжечковой стимуляции улучшает:
Регулярные занятия с использованием мозжечковой стимуляции способствует повышению успеваемости ребенка в дошкольном учреждении, а потом и в школе. Благодаря данному методу усиливается эффективность и логопедических занятий. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим, возможно использование мозжечковой стимуляции на всех этапах коррекционного обучения, так как они способствуют эффективному решению задач в развитии речи и психофизических функций, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. На сегодняшний день самой известной и наиболее часто применяемой методикой мозжечковой стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук, Ф.Бильгоу Learning Breakthrough с использованием оборудования Balametrics, которая была разработана в США более 30 лет назад. Она стала результатом многолетних исследований Фрэнка Бильгоу при поддержке ученых НАСА. Работая со школьниками, американский ученый доктор педагогических наук Ф. Бильгоу обратил внимание на взаимосвязь хорошей успеваемости и наличие физической активности, направленной на развитие координации, равновесия, тренировки зрительно-моторной координации. Кроме того, Фрэнк Бильгоу сформулировал принцип, гласивший, что любое действие человека влияет на функционирование его мозга. Регулярная и организованная деятельность, совершающаяся с целью совершенствования своих возможностей, развивает структуры мозга. Ключевым элементом методики являются упражнения с использованием балансировочной доски. Данный тренажер, простой с виду, выглядит как деревянная платформа, которая имеет округлую основу. За счет полукруглого основания платформа качается из стороны в сторону. Угол наклона регулируется в зависимости от возраста и сложности упражнений (от 5 до 50ᵒ). Занятия с использованием доски Бильгоу можно начинать в возрасте 3-4 лет. Продолжительность такого занятия для детей дошкольного возраста составляет 15 минут (7 минут занятие 5 минут перерыв, 7 минут занятие) и увеличивается до 25минут для детей школьного возраста.
Как используем доску Бильгоу на занятиях мы? Для начала ребенку необходимо освоить простые упражнения, которые выполняются стоя на балансировочной доске, удерживая равновесие. Простые ознакомительные упражнения с балансировочной доской
Ребенку необходимо залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (повторить 5–10 раз)
Ребенок в положении сидя «по-турецки» удерживает равновесие (2–3 мин)
Ребенок сидит на доске и выполняет упражнения руками — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно –левой, правой.
Ребенок вытягивает руки перед собой, поворачивает одновременно их влево, а голову вправо и тянется, затем наоборот, голову вправо и тянется. Необходимо стоять на доске ровно и удерживать равновесие. Пропевание гласных звуков с движениями стоя на балансировочной доске (все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе)
Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а — выход».
Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох. Наклон — поем: «У-у-у-выдох».
Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны –вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед — выдох
Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».
Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «ы-ы-ы».
Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «И-и-и». Далее упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). Используются мягкие тканевые мячи, размеры которых не должны быть больше головы ребенка. Такие мячи имеют удобную для малыша форму и вес, приятны на ощупь.
Инвентарь: большой яркий мяч (набивной или надувной, размер которого не должен превышать размер головы ребенка). Исходное положение: ребенок стоит на доске. Задача ребенка поймать мяч пальцами обеих рук, не прижимая его к себе, и бросить мяч снизу, со зрительным контролем. Техника: Ребенок ловит мяч, брошенный взрослым, выпрямленными руками по направлению к летящему мячу. Поймав мяч, ребенок не прижимает руки к груди, а встречает его пальцами рук. Расстояние увеличивается от «дать-взять» до 4м максимально, а размер мяча со временем необходимо уменьшать.
Исходное положение: ребенок стоит на доске. Усложнение: 1. Инвентарь: один мешочек. Техника: ловит одной рукой, кидаем снизу взрослому. 2. Инвентарь: два мешочка 3. Ритмично перебрасывает взрослому два мешочка: из левой руки в левую, из правой — в правую. 4. Ребенок стоит на доске и перебрасывает мешочек вверх из одной руки в другую, одновременно увеличивая дугу, при этом следит глазами за полетом мяча. 5. Ребенок стоит на доске и перебрасывает два мешочек из руки в руку, одновременно увеличивая дугу, при этом следить глазами за его полетом.
Исходное положение: Ребенок стоит на доске.
Техника: Бросает мяч вверх одной рукой и ловит двумя руками. Бросать мяч надо строго вверх, при этом следить глазами за его полетом. Потом поймать мяч двумя руками. 4. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать. 5. Подбросить мяч вверх и поймать его после отскока от пола.
Доска обратной связи: ребенок бросает мяч в цель, мяч должен вернуться в руку и ребенок должен поймать мяч. Исходное положение: Ребенок стоит на доске стенд перед ним приблизительно 20см. Например: команда «желтый квадрат», ребенок бросает в цель «желтый квадрат», мяч отскакивает и ребенок ловит мяч. Для результативности работы мы предлагаем родителям тоже использовать балансировочную доску для коррекции речи в домашних условиях. С этой целью нами была, разработана картотека для автоматизации звуков «Л», «Р» в логах, словах, предложениях, чистоговорках и в небольших стихотворениях. Список использованной литературы:
|