КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Педагогика | |||
Автор: Андриенко Наталья Александровна | |||
15.05.2021 23:12 | |||
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» Факультет коррекционной педагогики и психологии Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Выпускная квалификационная работа направление подготовки 44. 04. 03 Специальное (дефектологическое) образование (программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития») квалификация – магистр вид – выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характера формат – исследовательская работа
Аннотация: В данной статье раскрыта проблема организации коррекционной работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрены основные методы и приемы коррекции звукопроизношения. Материалы данной статьи могут быть использованы педагогами и логопедами в образовательном процессе ДОУ.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звукопроизношение, профилактика. В настоящее время достаточно часто встречаются дети, имеющие нормальный слух и интеллект, но недостаточно сформированный лексический и грамматический строй речи и ее фонетической стороны. Практика показывает, что речевые нарушения отражаются на формировании всей психической жизни ребенка, поскольку могут усложнять правильное формирование познавательных процессов, оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу и, как следствие, вызывают затруднения в общении с окружающими. Наиболее распространенным речевым нарушением на сегодняшний день является общее недоразвитие речи (далее – ОНР). Общее недоразвитие речи у детей с нормальных слухом и первично сохранным интеллектом – это такая форма речевой аномалии, при которой нарушается развитие всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне речи. У детей, имеющих данное нарушение, может возникнуть ряд вторичных отклонений, образующих картину аномального развития ребенка в целом. Преодоление и предупреждение речевых нарушений обеспечивает становление творческих сил личности ребенка, устраняет препятствия для реализации ее общественной направленности, получения новых знаний, гармоническому развитию личности в целом. Значимой стороной речи, составляющей основу речевого процесса, принято считать звукопроизношение. Звукопроизношение является процессом образования речевых звуков, реализуемым энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Под ее воздействием происходи осуществление действий на периферии. Реализация речевых движений происходит настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (либо экспрессивная) речь. Деятельность дыхательного аппарата направлена на обеспечение силы звучания голоса; работа гортани и голосовых связок – обеспечивает его высоту и тембр; функционирование ротовой полости позволяет образовывать гласные и согласные звуки и их дифференцировать в соответствии со способом и местом артикуляции. Носовая полость реализует резонаторную функцию, суть которой состоит в усилении или ослаблении обертонов, придающих голосу звонкость и полетность. В качестве источника образования звуков выступает струя воздуха, идущая из легких через гортань, полость рта или носа наружу. В процессе образования многих звуком активное участие принимает голос. При выходе из трахеи струя воздуха должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, образование голоса не происходит, но если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате этого происходит образование голоса. Образование звуков происходит в ротовой и носовой полостях, разделяющих нёбо, передняя часть которого – твердое нёбо, задняя часть – мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Особое значение в образовании звуков имеет ротовая полость, поскольку она способна менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка. Механизм звукопроизношения принято рассматривать с двух позиций – перцептивной и артикуляционной. Перцептивная позиция предусматривает восприятие фонетических единиц, сравнение их с эталонами и дифференциация. Под артикуляционной базой понимается готовность артикуляционного аппарата реализовать тонкие дифференцированные движения, играющие большую роль в произнесении звуков. Дети овладевают артикуляцией (то есть движением и позицией речевых органов, требуемых для произнесения звуков) и наряду с этим – системой дифференциальных признаков, важных для их распознавания. Формирование восприятия речевых звуков осуществляется в ходе активного артикуляторного опыта, начиная с дошкольного возраста и приобретая незаконченный характер Процесс правильного формирования звукопроизношения у дошкольников – это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Дети с ОНР чаще всего имеют нарушения звукопроизношения, которые сами по себе не устраняются, но их можно преодолеть, если правильно организовать логопедическую работу, направленную на коррекцию звукопроизношения. Своевременная коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста будет залогом успешного обучения детей в школе. Важность оказания помощи дошкольникам с речевыми недостатками постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, документации по организации логопедической работы. Дошкольный возраст является периодом для всестороннего развития детей, поэтому систематическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР является актуальной и необходимой на сегодняшний день Важнейшая цель логопедической работы при коррекции звукопроизношения заключается в формировании умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должна выстраиваться с учетом следующих требований:
Работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста положительно воздействует на них, обеспечивая интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, планомерно готовя детей к дальнейшему обучению в школе. Особенности логопедической работы с дошкольниками с нарушениями произношения заключаются в работе над всей системой языка. Особое внимание уделяется коррекции звукопроизношения, постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Залог успешности логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематического проявления. Большое значение в работе логопеда имеют наглядность, применение на занятиях игровых приемов, разнообразных дидактических пособий и т.д. Список использованных источников:
|