Статья на тему: «Осуществление дифференцированного (разноуровненного) подхода к воспитанникам с ТНР в процессе обучения в условиях ФГОС» |
Педагогика | |||||||
Автор: Сливко Лариса Александровна | |||||||
22.04.2021 21:06 | |||||||
Статья на тему: «Осуществление дифференцированного (разноуровненного) подхода к воспитанникам с ТНР в процессе обучения в условиях ФГОС» Составила: учитель – логопед Сливко Л.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» г. Когалым, 2021г. В последние годы, на занятия к логопеду, редко поступают дети с просто с речевыми нарушениями. Все чаще, дети, у которых, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, поведением. Процесс коррекции у таких детей идет длительно..... Эти дети испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей.
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей – это одна из задач ФГОС ДО. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. В нашем детском саду функционирует логопедическая группа для детей с ТНР. Ее посещают дети с разным уровнем общего недоразвития речи (I-III). В связи с этим особую значимость приобретает использование технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения. Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка. По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. С точки зрения А. А. Кирсанова, дифференцированный подход – это особый подход педагога к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам. Дифференцированный подход к коррекционно-логопедическому воздействию создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса. При осуществлении дифференцированного подхода на логопедических занятиях следует учитывать следующее.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Таким образом, технология дифференцированного (разноуровневого) обучения позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. Традиционно, учитель-логопед после обследования делит детей на группы, обычно это сильная — слабая, и подбирает задания с разным уровнем сложности. Т.е дифференциация и индивидуализация идёт от педагога. Учитель — логопед сам определяет степень сложности задания для обучающегося. Первая группа детей – неплохо справляются с заданиями, чаще могут работать самостоятельно, иногда требуется помощь взрослого, понимание речи не снижено, речь детей понятна окружающим. Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Для них педагоги (учитель-логопед, воспитатели), осуществляя индивидуальный подход:
Вторая группа – отставания от сверстников; снижено понимание речи, речь детей непонятна окружающим, сниженная работоспособность, низкий уровень познавательной активности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям. Для них педагоги:
избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».
В ходе занятий используются различные варианты дифференцированного подхода:
Оправдали себя следующие способы дифференциации, когда:
Дифференцированный (разноуровневый) подход делает процесс обучения интересным, повышает познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника. Результативность этой работы заметна лишь при условии систематического её проведения с детьми, с учётом их возрастных особенностей и при постоянной поддержке интереса к занятиям. Примеры реализации дифференцированного (разноуровневого) обучения:
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер. Однако именно разноуровневое обучение позволяет педагогу помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении. Разноуровневые технологии для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника Реализация дифференцированного (разноуровневого) подхода в развитии и коррекции речи дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Список используемой литературы:
|