Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: «Осуществление дифференцированного (разноуровненного) подхода к воспитанникам с ТНР в процессе обучения в условиях ФГОС»
Педагогика
Автор: Сливко Лариса Александровна   
22.04.2021 21:06

Статья на тему: «Осуществление дифференцированного (разноуровненного) подхода к воспитанникам с ТНР в процессе обучения в условиях ФГОС»Статья на тему: «Осуществление дифференцированного (разноуровненного) подхода к воспитанникам с ТНР в процессе обучения в условиях ФГОС»

Составила: учитель – логопед Сливко Л.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» г. Когалым, 2021г.

В последние годы, на занятия к логопеду, редко поступают дети с просто с речевыми нарушениями. Все чаще, дети, у которых, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, поведением. Процесс коррекции у таких детей идет длительно.....

Эти дети испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей.

 

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей – это одна из задач ФГОС ДО.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.

В нашем детском саду функционирует логопедическая группа для детей с ТНР. Ее посещают дети с разным уровнем общего недоразвития речи (I-III).

В связи с этим особую значимость приобретает использование технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения.

Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка.

По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. С точки зрения А. А. Кирсанова, дифференцированный подход – это особый подход педагога к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.

Дифференцированный подход к коррекционно-логопедическому воздействию создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.

При осуществлении дифференцированного подхода на логопедических занятиях следует учитывать следующее.

  • Каждое занятие строится как логическое продолжение предыдущего. Новое содержание связывается с ранее изученным материалом.
  • Многократное повторение и закрепление нового материала.
  • Следует изучать материал маленькими дозами. Работа строится от простого к сложном.
  • Оказывать индивидуальную помощь только при необходимости и дозировано.
  • Помощь необходимо оказывать с целью стимулирования, направления, обучения.
  • Стимулировать познавательную активность игровыми, наглядными, творческими методами.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

  • уровень обучаемости;
  • уровень общих умственных способностей;
  • скорость усвоения;
  • индивидуальный стиль умственной деятельности;
  • психофизические особенности учащихся.

Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Таким образом, технология дифференцированного (разноуровневого) обучения позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

Традиционно, учитель-логопед после обследования делит детей на группы, обычно это сильная — слабая, и подбирает задания с разным уровнем сложности. Т.е дифференциация и индивидуализация идёт от педагога. Учитель — логопед сам определяет степень сложности задания для обучающегося.

Первая группа детей – неплохо справляются с заданиями, чаще могут работать самостоятельно, иногда требуется помощь взрослого, понимание речи не снижено, речь детей понятна окружающим.

Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!»

Для них педагоги (учитель-логопед, воспитатели), осуществляя индивидуальный подход:

  • дают образцы правильного выполненного задания;
  • задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
  • закрепляют материал через дидактические задания и игры;
  • воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

Вторая группа – отставания от сверстников; снижено понимание речи, речь детей непонятна окружающим, сниженная работоспособность, низкий уровень познавательной активности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.

Для них педагоги:

  • создают условия для овладения ребёнком способами действий;
  • готовят облегчённые варианты заданий;
  • дают больше наглядного материала, схем – подсказок;
  • обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;
  • уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;
  • используют одобрение, различные виды помощи;
  • включают сюрпризность;

избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».

I подгруппа

  • Постепенно усложнять программные задачи и задания.
  •  Предлагать разнообразные варианты заданий.
  • Пользоваться приёмом самоконтроля и самооценки заданий детьми.
  •  Подбирать такие формы, методы, приёмы работы с детьми, которые способствуют дальнейшему развитию умственных способностей детей.
  • Предъявлять более высокие требования к ответам детей, к качеству выполнения заданий.

IIподгруппа

  • Проводить предварительную работу перед предстоящим занятием.
  • Постепенно усложнять программные задачи и задания, обеспечивать продвижение детей в их развитии.
  •  Постепенность и последовательность в подаче материала.
  • Создавать специальные ситуации, чтобы настроить детей на предстоящее занятие.
  • Постепенно вводить в тему занятия  элементы предстоящей работы.
  • Разнообразить вариативность, доступность наглядного материала: игрушек, картинок, иллюстраций, схем, таблиц.
  • Давать  задания, предполагающие ответ в действии (найти, показать, выбрать, принести).
  • Чередовать хоровые ответы с индивидуальными.
  •  Больше времени давать на обдумывание задания.
  • В случае необходимости менять форму проведения, темп занятия и объём материала.
  • Осуществлять повторение трудных тем.
  • Поддерживать инициативу ребёнка.
  •  Не делать отрицательных сравнений, чаще подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «у тебя всё получится», «ты способный».

В ходе занятий используются различные варианты дифференцированного подхода:

  • по уровню сложности – например, дидактические упражнения и игры, позволяющие индивидуализировать работу, то есть даются задания с учётом речевых, умственных и психофизических возможностей ребёнка, максимально развивая его способности;
  • по уровню творческих способностей — задания подразумевают работу с геометрическими фигурами, со счётными палочками, верёвочками, иллюстрациями. При этом используется коллективная работа с элементами индивидуализации.

Оправдали себя следующие способы дифференциации, когда:

  • содержание задания одинаково для всех детей, но для более сильных ребят время на выполнение работы уменьшается;
  • содержание задания одинаково для всех групп, но для сильных детей предлагаются задания большего объема или более сложные;
  • задание общее для всех групп детей, а для слабых ребят дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания.
  • используются на одном этапе задания различного содержания и сложности для средних и слабых детей;
  • предоставляется самостоятельный выбор детьми одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Дифференцированный (разноуровневый) подход делает процесс обучения интересным, повышает познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника.

Результативность этой работы заметна лишь при условии систематического её проведения с детьми, с учётом их возрастных особенностей и при постоянной поддержке интереса к занятиям.

Примеры реализации дифференцированного (разноуровневого) обучения:

  • При заучивании стихотворений дети, имеющие достаточный уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
  • Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.).
  • Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.
  • Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер. Однако именно разноуровневое обучение позволяет педагогу помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Разноуровневые технологии для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника

Реализация дифференцированного (разноуровневого) подхода в развитии и коррекции речи дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Список используемой литературы:

  1. Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. – 2002. № 2.
  2. Давидчук А.П. Индивидуально-ориентированное обучение детей 3-5 лет. – М., 2000.
  3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М., Просвещение, 1985.
  4. Мартьянова С.В., Докукина Е.В. Особенности дифференцированного обучения. – М., 2000.
  5. Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ. Организационно-методический аспект. – М., 2005.
  6. Степанова О.А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. №7.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1990.
  8. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
  9. Цымбалова Е.Н. Индивидуально-дифференцированное обучение дошкольников. – Н., 1999.
  10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2000.
  11. Современные технологии обучения дошкольников. Е.В. Михеева. — Волгоград, издательство «Учитель», 2012.
  12. Хробостова Н. В., Лавренёва А. В. Разноуровневое обучение как условие педагогической технологии Марии Монтессори // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3276–3280. – URL: http: //e-koncept. ru/2013/53661. htm.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год