АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Педагогика | |||
Автор: Захарова Елена Васильевна | |||
22.04.2021 10:02 | |||
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАХАРОВА Е.В., МАДОУ ЦРР дсад «Солнышко» Белгородская область Аннотация: В статье раскрывается содержание работы по ранней профориентации с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. Базируясь на основных нормативных документах, предпринимается попытка структурировать профориентационную работу с дошкольниками, пробудить в них интерес к миру профессий. Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в аспекте образовательной области «Социально коммуникативное развитие», направленной на достижение формирования у детей положительного отношения к труду.
Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, какие профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. Основными задачами воспитания К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения к труду вместе с привычкой трудиться. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. А.Ш. Шахманова, С.А. Козлова, считают, что важно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к своему труду, о результате формирования потребности людей в новых профессиях. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Цель ранней профессиональной ориентации дошкольников заключается в понимании детьми значимости и важности труда, уважении к чужому труду и готовности трудиться самим. Элементарные знания о работе родителей, бабушек и дедушек, знания, что именно они выполняют на работе — помогают детям расширить свои познания в данной области. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными являются следующие технологии:
3. Информационно-коммуникационные технологии. Для стимулирования активности детей в сфере выбора направления будущей профессиональной деятельности можно использовать:
4. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом мы даем детям свободу в выборе средств, для создания своего образа. В ходе этих игр вводятся: новые атрибуты: техника, инструменты; новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); расширяется набор сюжетов для игр ( «Служба спасения», «Развлекательный центр», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр»). О том, что знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда игровых центров не является статичной, она изменяется, трансформируется. Процесс посещения детьми игровых центров построен на основании личного выбора ребенка. Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения. Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста дает ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. ЛИТЕРАТУРА
[Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с. 4. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012 – 207 с. 5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Изд.: Центр педагогического образования. 2014. С.32.
|