Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» |
Педагогика | |||
Автор: Новикова Алена | |||
07.02.2021 12:16 | |||
Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» А.В. Новикова заместитель заведующего по основной деятельности Управление по образованию спорту и туризму Стародорожского районного исполнительного комитета Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. Старые Дороги» Адрес учреждения: 222932, ул. Гагарина, 14а г. Старые Дороги Минской области Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей. Задачи:
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару:
Ход семинара — практикума: 1. Теоретическая часть Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Мною было проведено анкетирование с целью определения места профориентационной работы в дошкольной образовательной организации. В результате данного анкетирования были выявлены следующие проблемы:
Общая картина говорит о следующем: в настоящее время в УДО существует проблема ранней профориентации детей; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. «Мозговой штурм» определил основные направления развития ППРС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям.
2. Практическая часть Во второй части семинара педагоги приняли участие в «Игротеке», в ходе которой обобщили и расширили представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника. Педагогам было предложено поделиться на команды. Обеим командам предлагались задания. В конце игротеки подводились итоги. Игра "Самая, самая профессия" Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная». Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…» Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву. Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий. Конкурс «Закончи пословицу» Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания. Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание. «Какой мастер-..» (такова и работа) «Тяжко тому жить, … (кто от работы бежит) «Словами туда и сюда, … (а делами – никуда) «Труд кормит, … (а лень – портит) «Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится) «Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием) Конкурс «Устами младенца» Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам. Конкурсы по единой тематике (на примере профессии «Журналист») 1) Ведущий читает загадку о профессии журналист: Почерком быстрым исписан весь лист - Очерк в газету строчит... (Журналист.) 2) Ведущий: Журналист должен обладать хорошей дикцией, предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Чистоговорки». Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой записана скороговорка и получает две минуты на выполнение задания. Задача команды: проговорить чистоговорку хором. Встретил в чаще ёж ежа: Носит Сеня в сени сено, Чайничек с крышечкой, Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, Наш чеботарь У пеньков опять Ведущий: Общаясь с разными людьми журналист должен иметь богатый словарный запас. Предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Предметы гардероба на букву «П» Задача команды: назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук. Условия конкурса: каждая команда называет по одному предмету, друг за другом, не повторяясь, без предварительной подготовки. Ведущий: Журналист может написать заметку в газету или журнал на любую тему. Предлагаю каждой команде принять участие в конкурсе: «Написать заметку о своей профессии» Задача команды: рассказать о «своей» профессии по следующей схеме: назва, 0ние профессии – место работы –условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности). реклама Условия конкурса: На выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы. Ведущий: Журналист должен хорошо знать произведения других писателей. Предлагаю командам принять участие в «Литературном конкурсе». Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой написано название известной детской сказки и получает две минуты на выполнение задания. Задача команды: назвать профессии литературных героев конкретного произведения, указанного на карточке. По итогам практической работы обе команды набрали одинаковое количество очков. 3. Подведение итогов семинара По окончанию семинара педагогам было предложено поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре. Большинство участников выразили готовность применять на практике полученный опыт, отметили необходимость осуществления профориентационной работы с дошкольниками. Приложение 1 Анкета для педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» 1. Что такое профессиональная ориентация? 2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников? 3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе? 4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация? 5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? 6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
- игровые ситуации. 8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны? Приложение 2 Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- материалы для сюжетно-ролевых игр. Дидактические игры Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет. Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет. Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет. Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет. Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет. Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет. Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет. Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет. Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет. Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет. Сюжетно – ролевые игры «Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская». Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк». Конструктор. Куклы крупные и средние (девочки и мальчики). Кукольные коляски, соразмерные куклам. Комплект постельных принадлежностей для кукол. Кукольные стол, стул, кровать, диванчик. Кукольные кухонный шкафчик и плита. Набор чайной посуды. Набор кухонной посуды. Набор продуктов. Весы. Касса. Игрушечные деньги. Сумки, корзины, рюкзачки. Белая шапочка, белая косынка, белый халат. Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель). Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐ ска, фен). Светофор. Гараж. Руль автомобильный. Грузовые машины. Спецмашины ( «Скорая помощь», пожарная). Полицейский набор. Набор «Железная дорога». Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐ т, ракета). Фуражка / бескозырка. Штурвал на подставке. Бинокль (подзорная труба). Машины общественного транспорта. Машины – строительная техника. Каска строительная. Набор инструментов. Домашние и дикие животные и птицы. Телефон. Набор бытовой техники. Набор музыкальных инструментов. Приложение 3 Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) Задачи работы:
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения. Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Задачи работы: -формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
-знакомить с наиболее распространѐ нными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. Список используемой литературы:
|