Способы социализации дошкольников. |
Педагогика | |||
Автор: Помыткина Татьяна Владимировна | |||
31.01.2021 21:09 | |||
Способы социализации дошкольников. Гостевые дни «Гостевые дни» проводятся 1 раз в неделю, но в разных формах: гостевой день (игровой), гостевой день (мастерские), гостевой день (игровой), Клуб по интересам. Итого 4 раза в месяц. Общая организация «гостевых дней»: В день проведения мероприятий на дверях каждой возрастной группы вывешивается название «гостевого дня» для родителей ( «Гостевой день (игровой)», «Гостевой день (мастерские)», «Клуб по интересам»). Встречи длятся 1 час, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт. После полдника дети с воспитателем собираются в круг, вспоминают правила поведения, самостоятельно планируют: кто куда пойдет или останется в группе.
Правила поведения детей во время «Гостевого дня»:
Ровно в 15. 50 воспитатели открывают двери и отпускают детей. Если дети старших групп перемещаются по детскому саду самостоятельно, то детей средней группы проводит и встречает младший воспитатель. Для обеспечения безопасности в коридорах могут, по согласованию, находиться старшие воспитатели или младшие воспитатели, которые делают вид, что читают информацию на стендах, разговаривают по телефону, проходят по коридору «по своим делам», но при этом наблюдают за детьми. Основную безопасность необходимо обеспечить на лестнице. Для поддержания выполнения детьми правил поведения введена система «трех кружков». Если ребенок нарушает правило, забирается один кружок и, он возвращается в группу. Если у ребенка к концу дня не остается один или ни одного кружка, в следующий раз он остается в группе (Н. П. Гришаева). Это дисциплинирует дошкольников, формируя качества самоконтроля, ответственности, самостоятельности. В 16. 45 во всех группах одновременно звучит бубен или колокольчик, который является сигналом возвращения в свои группы. Воспитанники с воспитателем приводят группу в порядок и собираются вместе для проведения «рефлексивного круга», чтобы обсудить произошедшие события, в том числе нарушенные правила поведения. Начиная проведение «гостевых дней» с воспитанниками проводят предварительную работу:
Задачи:
формировать умение проявлять инициативу в процессе совместной игровой деятельности;
- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции. С этой технологии хорошо начинать инновационную деятельность. Организация подготовки воспитателей. От них требуется – создать условия для организации игровой деятельности, уметь играть самому, при необходимости включаясь в игры детей или другие выбранные детьми виды деятельности (продуктивные, конструирование, экспериментирование и т.п.); уметь организовать детей в случае, если они не включаются в общие игры, наблюдают со стороны, или предпочитают играть в одиночку. В «Гостевых днях» принимают участие воспитанники, начиная с 1 младшей группы и заканчивая подготовительной группой. В течение игрового часа дети могут свободно перемещаться из группы в группу, находя себе деятельность по интересам, новых друзей, встречаться с братьями и сестрами. По окончании времени воспитателями подается сигнал (колокольчик, бубен) и дети возвращаются в свои группы. В первые встречи наблюдается хаотичное передвижение детей по группам, рассматривание игрушек, ознакомление с новыми помещениями. Примерно с третьей встречи ситуация меняется. Дети охотнее идут друг с другом на контакт, начинают появляться разновозрастные мини-группы детей, играющих не просто рядом, а вместе. Воспитателям необходимо обращать внимание на детей, которые не могут найти себе деятельность, включать в игры детей, часто играющих отдельно от остальных. Гостевой день (мастерские) Гостевой день (мастерские) направлен на организацию занятий по продуктивной деятельности, проведение мастер-классов детьми и родителями. В основу технологии положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов продуктивной деятельности. Задачи:
- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции. В мастерских принимают участие дети средней, старшей и подготовительной группы. Младшие воспитатели провожают детей только средней группы. Дети старшего возраста перемещаются по детскому саду самостоятельно. В рамках проведения «Гостевого дня» в форме творческих мастерских, в средней, старшей и подготовительной группах педагогами организуется продуктивная деятельность по определенной тематике. Перед выходом воспитатели собираются с детьми в «рефлексивный круг», повторяют правила поведения не только в группе, но и в коридорах и на лестнице. Воспитатель объявляет, в какой группе и какая мастерская будет проходить. Для этого воспитателям необходимо заранее договориться. Дети самостоятельно планируют, в какой мастерской они примут участие, и, отмечают на специальной доске, где будут находиться. По сигналу колокольчика также возвращаются в группу. Мастерскую может провести как воспитатель, так и родитель или ребенок подготовительной группы. Тематика проведения мастерских может быть самая разнообразная: это коллективные работы детей, создание творческих работ в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности, лепка из соленого теста, создание «волшебного песка» и совместная постройка замка и т.п. После мастерских также проводится «рефлексивный круг», на котором дети рассказывают друг другу, чем они занимались, достигли ли желаемых результатов. Обязательно задается вопрос, понравилась ли им эта деятельность, хотели бы они еще туда пойти. Так как в мастерских участвуют дети разного возраста, воспитателям необходимо было продумать деятельность так, чтобы каждый ребенок мог включиться в эту деятельность и выполнить свою часть работы. Соответственно, эта форма требует предварительной подготовки от воспитателя и продуманности действий. Творческие мастерские показали свою эффективность в плане формирования умений у детей планировать действия, проявлять инициативу в помощи сверстникам и младшим дошкольникам в процессе совместной деятельности, и даже предлагать свои идеи по проведению мастерских. По наблюдениям, первое время каждый из детей выполнял свою работу самостоятельно, не обращая внимание на других. Примерно через два месяца ситуация стала меняться. Дети подготовительных групп начали выказывать желание помочь младшим, а в течение дня вызываются помочь друг другу. Еще через месяц дети самостоятельно распределили, организовали и провели мастерскую по изготовлению «бабочек» в технике оригами. Когда воспитатель спросила: «Почему Вы решили сделать именно бабочек из оригами?», воспитанница ответила: «Потому что с этим справятся даже малыши». В этот день дети расселись за столами и возле каждого стола встали 3 воспитанника подготовительной группы, которые показывали и рассказывали, как сделать бабочку. Возможно, не все получилось при показе, так как были те, кто не понял, как ее сложить и им помогли рядом сидящие. Но ценен, результат выказанной инициативы и интереса детьми. Клуб по интересам Клуб по интересам направлен на участие в разнообразных занятиях по выбору детей. В основу технологии положено самоопределение детей в выборе деятельности, которая будет проходить в залах дошкольного учреждения. Задачи:
- помогать приобретать ж «Рефлексивный круг» «Рефлексивный круг» Технология «Рефлексивный круг» является связующей технологией всех форм организации «гостевого дня» и направлена на совместное общение детей и взрослого по поводу происходящих событий, осознание своих поступков относительно общепринятых норм поведения. Задачи:
- развитие умения выражать свои чувства и переживания публично. Без реализации технологий «Ежедневный рефлексивный круг» эффективность развития саморегуляции поведения у детей снижается в несколько раз. Для того чтобы эта технология работала наиболее эффективно, она должна приобрести ежедневный характер. После проведения мероприятий «гостевого дня» с детьми проходит обсуждение, в какие игры играли, что больше всего запомнилось, с кем подружились, какие мастерские посетили, чему новому научились, хотели бы еще раз попасть туда, удалось ли соблюдать правила поведения, если нет, что помешало и т.д. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. Каждому задают следующие вопросы: 1. Где ты был? 2. Что тебе запомнилось? 3. Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему? 4. Планировал ли ты перед «Гостевым днем» куда-то пойти? 5. Мог ли ты это осуществить, и если нет, то почему? 6. Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему? Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе проведения «Гостевого дня», и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения и совместной деятельности. Организацию «рефлексивного круга» проводить перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной группе — 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем. Педагогу важно помнить о том, что не следует прерывать и перебивать ребенка, давать какие-либо оценки типа «молодец», «умница», «нельзя», «плохой». Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т.д. Развивающее общение Технология направлена на развитие саморегуляции поведения, поскольку позволяет детям, если не полностью, то в большей степени самостоятельно решать возникшие проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях. Без реализации технологии «Развивающее общение» эффективность развития саморегуляции поведения у детей снижается в несколько раз. Технология имеет свое преимущество: Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника. Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что, в свою очередь, ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения. В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом. В-четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищённости ребёнка растёт. Воспитателю важно научить ребенка не бояться высказать то, что он чувствует в момент конфликта и направить его на рефлексию своих чувств, осознание своего поступка. Замечательные психологи А. Фабер и Э. Мазлиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующее решение конфликта: Шаг 1: опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч». Шаг 2: опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок (не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что-то не точно). Либо вы можете спросить о чувствах непосредственно у детей, однако этот вопрос следует задавать не в прямой форме: «Что ты чувствуешь?», а в косвенной: «А тебе это нравится?». Имеется в виду, нравится ли ребёнку то, что с ним происходит или уже произошло. В этот момент необходимо направить энергию ребёнка на рефлексию собственных негативных чувств. Это может быть раздражение, злость, досада, обида, страх, разочарование, огорчение или гнев. Тем самым мы обучаем детей лучше понимать себя и соответственно реагировать. Концентрируя ребёнка на осмыслении чувств, мы выводим его из состояния эмоционального аффекта в более спокойное состояние, состояние размышления. Одно это значительно снижает накал страстей. Шаг 3. примите чувства ребёнка. Посочувствуйте одному и «помычите» другому. Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку...», «Хм...». Шаг 4. попросите детей озвучить свои позиции друг другу. Например, предложите сказать одному из них: «Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение. Шаг 5. если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напомните правила, существующие в группе, в детском саду или обществе в целом. Например: «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?» Шаг 6: оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих. Ключевые слова — «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что, когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «коврик мира». Если конфликт произошёл из-за какого-то предмета, этот предмет на время поиска решения следует изъять и положить на видное место, сказав, что вернёте его сразу же, как только дети договорятся между собой. Обращение к правилам жизни в группе, к помощи «коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии «Развивающее общение» в жизнь детей ещё в начале учебного года в каждой возрастной группе. Как ввести правила жизни в группе?
Главное при овладении технологией «Развивающее общение» — соблюдать следующие принципы.
|