Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Хилова Светлана Валерьевна | |||
02.02.2021 11:11 | |||
Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста Хилова Светлана Валерьевна, МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали, как педагоги, так и психологи. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, то есть игра влияет на различные стороны развития дошкольника.
Цель нашей работы: создание условий для формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста самостоятельности и творчества в сюжетно-ролевой и режиссерской игре. Задачи:
- совершенствование речевого общения детей в игровой деятельности. В нашем центре сюжетно-ролевой игры представлены различные макеты: - «Квартира», где собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами; дети учатся действовать с ними, а затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Комната разделена на две зоны с помощью шкафа, зона детей и родителей. Здесь же подобраны игрушки, предметы-заместители, необходимые для игр. В кухне-столовой имеется вся необходимая мебель: столик обеденный, стулья, холодильник, плита и т.д. - Макет «Детская площадка» со съемными полями (поле для футбола, поле «полянка») и со всеми необходимыми атрибутами для игры. С помощью предметов-заместителей ребята могут построить горку, домик, различные конструкции. Все это развивает воображение, способствует воспитанию самостоятельности и инициативы у воспитанников. Авторские переносные ширмы служат и как стены для индивидуальных игр детей, и как материал для игровых действий, развития сюжета, и содержат познавательный материал. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства. Игровая ширма «Школа». Ширма изготовлена из полипропиленовых труб, скрепленных между собой специальными креплениями, створки ширмы съемные, при желании можно поменять их местами. Внутри труб жгутами прикреплены сэндвич-панели, которые обклеены самоклеющейся пленкой, что и создает определенный дизайн ширмы. Размер одной створки 500*1100 мм. Целью этой ширмы является создание условий для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности педагога, его взаимоотношениям с воспитанниками; поддержать у детей желание учиться. Ширма состоит из трёх секций. На первой секции изображены школьные принадлежности: рюкзак, тетради, учебники, ручки, линейки и т.д. Портфель представляет собой пластиковый карман, т.е. ребенок может сложить школьные принадлежности в портфель. На второй секции располагается доска, на которой дети могут рисовать и писать мелками, а так же составить примеры с помощью цифр, которые располагаются здесь же. Имеется и классный журнал На последней секции располагаются часы и расписание звонков, расписание уроков, так же есть кармашек, в котором находятся фишки для оценивания работ учащихся. Ребенок знакомится с понятиями «Расписание звонков», «Расписание уроков», которое дети могут сами составить и вывесить. Причем, название урока можно прочитать, можно определить по картинке. здесь же расположены индивидуальные планшеты для выполнения заданий, кармашек с фото детей для наклеивания на планшет. Часы, расположенные вверху створки, представляют собой действующую модель, т.е. дети могут самостоятельно выставить нужное им время. Расписание уроков помогает поставить время, попутно закрепляя знание времени. Другая сторона ширмы «Школа». На первой секции располагается библиотека. Воспитанники знакомятся с правилами поведения в библиотеке. Могут полистать альбомы «История книги», «Правила обращения с книгами». Подготовлены индивидуальные билеты читателей, куда ребенок может положить обложку прочитанной книги или книги, которую он хочет прочитать сам или с родителями (эти обложки книг, рекомендуемых для чтения, расположены в одном из карманов ширмы). Здесь же предусмотрены карманы, в которые можно положить свою любимую книгу, которую могут взять почитать другие дети, а также педагог может поставить книгу в кармашек «Советуем прочитать». В самом низу расположилась «Книжкина больница», где можно найти материал для ремонта книг. Секция «Музей». Полистав альбом «Что такое музей», ребенок узнает правила поведения в музее, основные понятия «экспонат», «экскурсовод», отличия предмета от экспоната. Альбом «Интересные музеи мира» позволит детям познакомиться с необычными экспонатами, которые могут быть в музеях, например, «Музей кошек». Сам или с помощью взрослого ребенок может создать свою выставку из репродукций, которые можно найти в одном из карманов ширмы. Можно создать выставку архитектурных сооружений (мосты, здания, деревянное зодчество). Создав выставку, ребенок берет на себя роль экскурсовода, приглашает посетителей в свой музей. Ведь есть столько возможностей развить сюжет игры! На третьей секции представлена виртуальная экскурсия по музеям Нижнего Новгорода. Таким образом, с помощью игровых модулей с успехом решаются поставленные задачи развития игровой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.
|