Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования |
Педагогика | |||
Автор: Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна | |||
27.01.2021 08:16 | |||
Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад» «Семицветик», Самарская область Современная жизнь все больше ориентируется на инклюзию. И профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до высшего. Педагог инклюзивного образования в детском саду занимается обучением, развитием и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи специальных подходов и методик, которые наиболее эффективны для реализации образовательного потенциала каждого отдельно взятого ребенка.
В отличие от педагога, работающего исключительно с нормотипичными детьми, который имеет представление и опыт работы предыдущих поколений педагогов и ученых, чьи методики направлены именно на обучение и становление ребенка, развитие которого проходит в определенных нормах — некий усредненный и более-менее устоявшийся процесс взаимодействия и передачи знаний, работа педагога инклюзивного образования обладает своей спецификой, которая состоит в том, чтобы донести нужную информацию до ребенка с особенностями таким образом, чтобы он максимально смог ее усвоить — не трансляция знаний в целом, а направленное действие метода на каждого воспитанника с ОВЗ. Инклюзивное образование в детском саду исходит из трех основных позиций: признание ценности каждого обучающегося, возможность адаптации образовательной программы и готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым обучающимся. Соответственно инклюзия требует от педагога определенных поведенческих, коммуникативных, интеллектуальных, личностных характеристик, а также формирования новых профессиональных компетенций и личностных качеств. Идеальный педагог детского сада, готовящийся к работе с детьми с ОВЗ, признает ценность личности каждого человека независимо от степени и тяжести нарушения; проявляет направленность на развитие личности ребенка с нарушениями в развитии в целом, а не только на получение результата; осознает свою ответственность; понимает творческую сущность педагогической деятельности с детьми с ОВЗ, требующую больших духовных и физических энергозатрат. Важной личностной характеристикой педагога инклюзивного образования, на наш взгляд, является готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам, готовность к оказанию помощи – это интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, умение наблюдать, способность суммировать результаты наблюдений и использовать увеличивающийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы, перцептивные умения, креативность, творческий подход к решению проблем. К основным коммуникативным характеристикам педагога инклюзивного образования можно отнести доброжелательность, умение слушать, грамотно выражать свои мысли, умение находить контакт с разными людьми. В общении педагог инклюзивного образования должен быть предельно вежливым, проявлять максимум такта и терпения. Несомненно, педагог инклюзивного образования должен получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики. Ему необходимы представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной среды; знание методов психологического и дидактического проектирования воспитательно-образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием; умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством). Важна также интеллектуальная активность педагога, которая проявляется в стремлении к постоянному развитию и совершенствованию, как в профессиональном, так и личностном плане. Принято считать, что эффективная педагогическая деятельность любого педагога, в том числе педагога инклюзивного образования, невозможна без любви к детям. Любовь к детям, на наш взгляд, проявляется в способности видеть в детях маленьких людей, но обладающих меньшими знаниями и жизненным опытом. Педагог, искренне любящий детей, терпелив к их неудачам, проявляет интерес в общении с ними, не считает их суждения глупыми и скучными, стремится к диалогу. В работе педагога инклюзивного образования очень важен оптимистический настрой, что должно проявляться в его речи, мимике, жестах. Важно, чтобы такой настрой, нацеленность на успех и положительный результат, передавались детям и их родителям. К сожалению, в профессию не всегда приходят люди по призванию, руководствуясь искренним желанием помочь. Иногда педагогами становятся люди, которым данный вид деятельности противопоказан. И если специальные знания можно приобрести в процессе обучения, самообразования и реальной педагогической практики, то некоторые качества и свойства личности, необходимые педагогу инклюзивного образования, приобрести невозможно. Подводя итог, стоит отметить, что профессия педагога инклюзивного образования непроста и требует больших духовных и энергетических затрат. Педагог должен быть психологически готов к участию в инклюзивном образовательном процессе, что включает в себя эмоциональное принятие детей с ОВЗ, внутреннюю мотивацию на оказание помощи; желание познавать и развивать инклюзию; готовность к личностному взаимодействию.
|