Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр» |
Педагогика | |||
Автор: Преснецова Людмила Вячеславовна, Иванова Марина Витальевна | |||
25.01.2021 23:01 | |||
Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Воспитатели: «МБДОУ детский сад №23 г. Выборга»
Актуальность: Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). В настоящее время недостаточно уделяется внимания процессу сенсорного развития. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является игра. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт. Целью нашей работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста стала: Формировать умения детей, фиксировать полученные в результате активного использования всех органов чувств, впечатления об окружающем мире, средствами дидактических игр. Для решения поставленной цели решались задачи:
И работу построили в три основных этапа. I. Этап – подготовительный: - Диагностика уровня сформированности сенсорных способностей детей раннего возраста - Обследование развивающей предметно-пространственной среды группы (по критериям, установленным в ФГОС ДО) - Диагностика уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников (по анкетам) Диагностика уровня сформированности сенсорных представлений у детей раннего возраста на начало исследуемого периода во всех трех направлениях показала необходимость работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста. II этап: Основной этап На данном этапе работы мы определили формы, методы и приемы работы по формированию сенсорных эталонов посредством дидактических игр. Чувственный опыт служит основой для познания мира, это база для развития ребенка. Сенсорные эталоны для детей раннего возраста включают в себя:
На развитие общей и мелкой моторики использовали игры и упражнения:
На развитие тактильно-двигательного восприятия использовали:
«Найди ящичек», «Что в мешочке», «Что это?», «Собери матрешку», «Золушка», «Угадай, что внутри», сенсорное панно «Поляна в лесу», «Сенсорная тропа для ног», Резиновый коврик, игры с геометрическими фигурами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру», «Покажи фигуру». На восприятие формы, величины, цвета:
На развитие зрительного восприятия: Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр следует использовать в разных вариантах:
Развитие слухового восприятия: Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире. В работу по формированию сенсорных эталонов и обогащению предметно развивающей среды группы мы активно привлекаем родителей воспитанников. Формы работы с родителями
III этап: Заключительный Результативность проделанной работы. Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику работы по данной теме Выводы:
|