Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития |
Педагогика | |||
Автор: Матвеева Оксана Сергеевна | |||
10.01.2021 21:05 | |||
Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития По данным последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе ДОО комплектуются группы комбинированной направленности, где совместно с норморазвивающимися детьми находятся дети с различными нозологиями. В практике, чаще всего это дети с задержкой психического развития, особенностью которых является специфика дефекта, которая проявляется с одной стороны незрелостью эмоционально-волевой сферы, с другой — интеллектуальной недостаточностью, что в приводит к школьной, трудовой и социальной дезадаптации, проявляясь в отсутствии целенаправленного поведения, импульсивности или инертности, так как в первую очередь страдает звено контроля и программирования. Любые нововведения проходят экспериментальный этап в ходе которого обнаруживаются трудности, требующие доработки.
Актуальность проблемы заключается в том, что воспитатели и педагоги дополнительного образования, реализующие работу в таких группах столкнулись с трудностями: с одной стороны – это высокая наполняемость таких групп, с другой, возникли трудности в организации таких детей на занятиях в усвоении программы, в игровой и трудовой деятельности. Дети показывают отсутствие или недостаточную сформированность таких умений как: понимать эмоциональное состояние сверстников, умение вести простой диалог и получать необходимую информацию в общении, умение принимать участие в коллективных делах и оказывать необходимую помощь, уважительно относится к окружающим, отстаивая своё мнение и не организуя конфликтную ситуацию натаивая на своём. Педагоги практики отмечают, что современные дети стали более агрессивны, безразличны в поведении и отношениях со сверстниками, а порой и неуправляемы. Особенности социально-коммуникативного развития воспитанников связаны не только с патологией анализаторов и развитием центральной нервной системы, но и обусловлены факторами семейного воспитания, социальной и эмоциональной депривацией. Запрос современного общества к дошкольной организации состоит в том, чтобы из ее стен вышли дети не только с определенным запасом знаний и умений необходимых для обучения в школе, но и чтобы воспитанники стали людьми самостоятельными, обладающие необходимыми качествами для дальнейшей жизни, умеющие строить взаимоотношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества и доброжелательности, осознавая этические нормы поведения. Существующая система отечественных дефектологов касаемо решения диагностических задач и коррекции познавательных нарушений достигла значительных успехов, но вопросы касающиеся собственно личностных проблем в области социально-коммуникативного развития значимых для дальнейшей самореализации таких детей в обществе изучены недостаточно. Совокупность рассматриваемых факторов показала необходимость в разработке и адаптации методик, которые помогут воспитателям, работникам дополнительного образования, а так же узким специалистам в преодолении возникающих проблем. Одним из важнейших показателей в развитии ребенка является социальная зрелость, предполагающая успешное овладение системой социальных норм в условиях культурной среды. Поэтому в основе социально-коммуникативного развития заложено овладение дошкольниками умениями социально-коммуникативной компетентности – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; умение общаться и посредством общения успешно решать бытовые и творческие задачи. Для обследования детей использовалась методика О.В. Дыбиной, параметры которой отражают целевые ориентиры на итоговом этапе дошкольного образования. А также руководствовались определением социально-коммуникативного развития – процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей, а так же системы знаний социального опыта, осуществляемых главным образом в общении. Выявление уровней социально-коммуникативной компетентности включают в себя шесть заданий: Задание № 1 «Отражение чувств», выявляет умение понимать эмоциональное состояние окружающих и рассказывать о нём. Задание № 2 «Зеркало настроений», выявляет умение понимать настроение сверстников по вербальному и невербальному поведению. Задание № 3 «Интервью», выявляет получать умение получать необходимую информацию в общении и вести простой диалог. Задание № 4 «Необитаемый остров», выявляет умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению. Задание № 5 «Помощники», выявляет умение взаимодействовать в системе «ребенок – ребенок», соотносить свои желания с интересами окружающих. Задание № 6 «Не поделили игрушку», направленное на выявление умения спокойно действовать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим. Каждое задание позволяет определить не только проблемные зоны коммуникативных умений, но и провести их постепенную коррекцию и преодолеть недостатки, с учетом возможностей каждого ребенка. С учетом полученных результатов и выявленных трудностей, обусловленных спецификой дефекта были составлены методические рекомендации, в форме образовательной программы и выстроены таким образом, что в работе позволяют анализировать поведение каждого ребенка. Практическая значимость заключается в том, что данные рекомендации могут использовать в своей работе, с целью коррекции и преодоления недостатков педагоги дополнительного образования, воспитатели, узкие специалисты. Список литературы:
|