Педагогический совет — подготовка и проведение |
Педагогика | |||
Автор: Бачерова Наталья Николаевна | |||
11.01.2021 11:41 | |||
Педагогический совет — подготовка и проведение 1. Функции педагогического совета. Современный педагогический совет является полифункциональным органом управления в образовательной организации. В его функциях могут быть выделены следующие: Управленческие (административные) функции, которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие. Законодательные — выражаются в коллективных решениях принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником. Совещательные — обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций. Диагностические — проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических обследований, мониторинга и тп.
Планово-прогностические — обсуждение перспектив развития организации, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ. Экспертно-контролируюиее — заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, о выполнении учителями и учениками Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями. Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы ОО в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа. Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие. Информационное направление — сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта. Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта. Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий. Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства. Активизирующее направление — активизация усилий педагогического коллектива, методической службы, научно-методического совета и работы каждого преподавателя над своей методической темой. Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива. Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег. Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются: в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ; в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций; в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий; в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.) 2. Содержание педагогического совета. Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы. Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:
Модули А, Б, В охватывают процесс обучения, модули Г, Д — воспитание, Е- управление, а модули Ж,З, И включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба ОО с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений занятий, индивидуальных бесед с педагогами. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту. Конкретная тема встающая перед ОО, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными. 3. Виды педагогических советов, их проведение. По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные, нетрадиционные. Традиционные — доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп. Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело); диспут-дискуссия; творческий отчет; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум. Традиционный педсовет. Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп. 1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография. 2-этап –этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме, изучают документацию образовательного учреждения, разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации. Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что на установочном педагогическом совете и затем в плане работы на месяц или дается информация о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме. 3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2. 5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:
Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом. Отношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:
Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов. Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Например, мы проводили педсовет на тему: «Обучать или воспитывать». Предложили педагогам подумать над такими проблемами: - В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом? - Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция? - Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства? На этом педсовете были не только традиционные роли участников диспута, но были и «конформисты», «критики», «союзники». Докладчику пришлось активно защищать свою позицию. Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта. Педагогический совет-деловая игра. Для проведения педагогического совета — деловой игры необходимы некоторые условия.
Весь процесс можно разбить на шесть этапов:
По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников. Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете школы» и включает весь педагогический коллектив. На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики. Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района. Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только педагогов, причастных к ней. По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров, внеочередным и т.д.. Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития. Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие. Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний. Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной ОО технологии. Литература:
|