ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР |
Педагогика | |||
Автор: Касаткина Ирина Олеговна | |||
08.01.2021 20:05 | |||
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи и их влияние на процесс обучения. В настоящее время постоянно увеличивается число детей с дефектами в развитии речи. Одной из самых распространенных и самых сложных патологий развития речи является общее недоразвитие речи (далее – ОНР). Общее недоразвитие речи сильно влияет на формирование эмоциональной сферы детей. Связь между патологией развития речи и развитием других психических процессов у ребенка обусловлена появлением вторичных дефектов. В развитии детей важной составляющей является эмоциональная сфера, поскольку от умения ребенка управлять своими эмоциями и возможности корректного восприятия эмоционального состояния другого человека зависит эффективность общения с окружающими людьми.
Педагоги и психологи уделяют пристальное внимание развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте начинают произвольно развиваться психические процессы и происходит формирование психологической готовности к школе. Как правило, в дошкольном возрасте происходят изменения в проявлении внешних эмоций ребенка. Если раннем и дошкольном возрасте эмоции преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, то в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ребенок способен сдерживать некоторые из своих эмоций (страхи, слезы и др.). Это говорит о том, что в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственные переживания, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы. Для понимания природы развития речи очень важно знать и понимать особенности эмоциональной сферы детей с ОНР. Нарушения эмоциональной сферы детей с ОНР достаточно сильно распространены и имеют стойкий характер, что оказывает негативное влияние на эффективность обучения детей и адаптацию их в социуме. Особенности эмоциональной сферы ребенка состоят в том, что в результате речевой неполноценности ребенок отстраняется от детского коллектива, причем с возрастом этот факт с возрастом все более травмирующе действует на психику ребенка и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом. Е.С. Тихонова отмечает, что эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, которая проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-взрослый», высокой степенью психоэмоционального напряжения, сниженным эмоциональным фоном, невниманием детей с ОНР к эмоциональному состоянию других людей и, как следствие, низкой эмоциональной отзывчивостью [6, с. 31]. Для построения эффективной коррекционно-педагогической и психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР педагогу необходимы знания особенностей их эмоциональной сферы. Исследованием эмоциональной сферы при нарушениях речи занимались Л.А. Зайцева, Г.А. Волкова, В.И. Селиверстов, Е.С. Тихонова, В.М. Шкловский, и др. Анализ психолого-педагогических исследования показывает, что нарушения в развитии речи влекут за собой и нарушения в развитии общения. Дети с ОНР имеют нарушения во всех сторонах процесса общения [2]:
Нарушение формирования личности является одной из общих и ярко выраженных закономерностей нарушенного развития. Л.С. Выготский отмечал социальную дезадаптацию, тенденцию к ограничению социальных контактов, пониженную наблюдательность, нестойкость интересов, низкую самооценка, пониженный фон настроения, обидчивость, агрессивность, легкость возникновения страхов, астенические черты личности, нередко ипохондричность. Речевая патология и переживания по ее поводу образуют сложный симбиоз. Как отмечает В.А. Калягин, в одних случаях предрасполагающим фактором к заболеванию является тревожность, а в других говорят только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание» [3, с. 123]. Для детей дошкольного возраста с ОНР характерна фиксированность на дефекте речи. В основном это проявляется в неуверенности в себе, иногда это сказывается на речевой активности ребенка, а также на его взаимоотношении с социумом. Одной из причин данного факта, к сожалению, является заострение внимания взрослых на дефекте в развитии речи, что способствует усилению переживаний ребенка. Согласно исследованию В.Г. Колягиной о психологических особенностях страхов у детей дошкольного возраста с ОНР, отметим, что большинство детей с общим речевым недоразвитием имеют как возрастные, так и специфические страхи. Основными чертами детских страхов и у рассматриваемой группы детей является интенсивность и устойчивость переживаний и эмоциональная фиксация специфических страхов. Полноценно развивающиеся дети дошкольного возраста не фиксируют внимание на собственных страхах, они не столь критичны к ним [5, с. 60]. Патология речи оказывает отрицательное влияние на формирование самооценки у детей с ОНР. Для них характерна неувернность в себе, робость, ощущение собственной маловажности и др. Уровень самооценки у таких детей значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Г.Ю. Козловская отмечает сниженную активность у дошкольников с ОНР в случае неудач, снижение стремления к успехам. Причем реакция таких детей на неудачу отличается от реакции полноценно развивающегося ребенка: дети с ОНР после удачно выполненного задания далее стремятся выполнить более легкое задание нежели сложное. Это можно объяснить формированием защитной реакции у детей с ОНР, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне [4, с. 69]. И.Ю. Кондратенко при изучении особенностей паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей с ОНР, выявил дифференцированное представление у них о собственных эмоциональных состояниях. Дети с нарушениями в развитии речи испытывают сильные затруднения в передаче мимическими средствами своих эмоций. Они не способны адекватно выражать эмоционально-смысловое содержание высказывания [1, с. 88]. Эмоциональная сфера неразрывно связана с процессом обучения. Если постоянно ребенок находится в напряжении, не активен ни в каком виде деятельности, тревожен, имеет низкую самооценку, то ему гораздо сложнее чему-либо научиться. В этом случае процесс обучения будет сложнее и затянут надолго, при этом и от ребенка, и от педагога потребуется огромное терпение. В связи с этим важной задачей воспитателя является поиск действенных методов, средств и подходов для организации успешного обучения и воспитания детей с ОНР. Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Библиографический список:
|