Семинар для воспитателей. Тема выступления «Модель сетевого взаимодействия малокомплектных детских садов с социальным окружением» |
Педагогика | |||
Автор: Пахомова Инна Владимировна | |||
01.01.2021 20:28 | |||
Семинар для воспитателей. Тема выступления «Модель сетевого взаимодействия малокомплектных детских садов с социальным окружением» Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Пахомова Инна Владимировна МБДОУ «Зеленорощинский детский сад общеразвивающего вида «Теремок» Бугульминского муниципального района РТ» «Люди вместе могут совершать то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» Джон Уэбстер В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают с ним в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально – трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации. Большое значение в социализации личности имеет знакомство с различными видами человеческой деятельности или (детская профориентация) взаимосвязь с внешним миром: людьми разных профессий, объектами культуры и образования – необходимое условие для решения одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта. Самым приемлемым вариантом отношений объектами социума является социальное партнерство. Очень важно привлекать к процессу воспитания все образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является социальное партнерство. Социальное партнёрство в образовании – это совместная коллективная распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Понятия: партнёрство, сеть, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике. Раскрытие воспитательного потенциала этих понятий, имеет междисциплинарный характер. Сеть – это совокупность учреждений, имеющая:
От участия в сетевом взаимодействии в образовательном учреждении ожидается повышение качества образования и воспитания, поскольку основные характеристики сети отличаются воспитательным содержанием:
Эффект взаимодействия образовательных учреждений в сети позволяет на практике:
Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения «Теремок» является открытой социально – педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом. Нашими социальными партнёрами в воспитании и развитии детей стали:
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребёнка и конкретной деятельности. Это даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка с первых лет жизни. Наши задачи:
Большая роль в воспитании, мировоззрении, и формировании отводится семье. Приведя ребёнка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьёй решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс. Они постоянные участники всех праздников, спортивных состязаний, выставок, конкурсов. Родители – первые помощники в субботниках, благоустройстве территории, они оказывают помощь в предметно-развивающей среде, в ремонтных работах, они так же активные участники педагогического процесса. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми; среда социального развития ребёнка обогащается новым формами отношений со взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям. Родители помогают в организации экскурсий, прогулок за пределы детского учреждения. С их помощью бала организована экскурсия на почту, в медпункт, магазин. Работники данных учреждений радушно принимали детей, объясняли, рассказывали о своей работе. Посещения эти объекты дети приобретают массу впечатлений. Кроме этого дети во время прогулок и экскурсий усваивали нормы поведения на улице и в проблемных ситуациях, закрепляли знания о транспорте, правилах дорожного движения. Так же воспитателями детского сада проводится большая работа с родителями которая заключается:
Становятся систематическими профилактические мероприятия с воспитанниками дошкольного учреждения по правилам дорожного движения с сотрудниками полиции. Они в игровой форме с воспитанниками повторили правила перехода через дорогу, провели профилактическую беседу о безопасном поведении на улицах и дорогах, а также напомнили правила поведения юных велосипедистов. Взаимодействие детского сада «Теремок» с Зеленорощинской основной школой, способствует осуществлению преемственности целей, задач и содержания образования в соответствии с ФГОС. При этом решаются следующие задачи:
Совместно со школой празднуем «Масленицу», где дети детского сада принимают вместе со школьниками участие в народных играх и спортивных состязаниях. Наши дети с большим удовольствием посещают школьный краеведческий музей. Стенды с историческими материалами об истории деревни, школы, о ветеранах великой Отечественной войны, многочисленные экспонаты музея не оставляют детей равнодушными, воспитывают в них чувство патриотизма, а нам помогают вырастить активно действующего человека – гражданина России и Татарстана. Работа с Зеленорощинским сельским домом ведётся в направлении эстетического воспитания, формирования творческих способностей ребёнка, развития духовно – нравственной культуры. Сотрудники СДК организуют различные конкурсы, выставки. Клубные работники приглашают детей на красочные театрализованные представления. Наши юные артисты принимают активное участие в концертах, организованных ко Дню матери, 9 мая, дню защиты детей, делая первые шаги в мир музыки на сценической площадке. Всё в целом способствует созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Детский сад активно взаимодействует с сельской библиотекой. Главная цель совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомству с художественной литературой, развитию интеллектуального и творческого потенциала, обогащению кругозора детей. В 2018 году совместно с библиотекарем, были проведены мероприятия по следующим направлениям:
Дети на протяжении учебного года участвовали в беседе: «Знакомство с профессией библиотекарь», музыкально-поэтической программе «Осень в гости к нам пришла», в громких чтениях «В гостях у сказки», в литературном турне «История родного края» и многих других мероприятиях. Дети получают удовольствие, когда сельский библиотекарь организует праздники, экскурсии, выставки по творчеству писателей и поэтов. Эти встречи помогают открыть в ребёнке творческие способности. Дети учатся общаться со взрослыми и между собой. Прислушиваться к мнению друг друга и взрослых, учатся делать работу совместно. Таким образом, с помощью игры, общения, профориентационной работы, удовлетворяются важнейшие социальные потребности: дети знакомится с атрибутами разных профессий. Важно, чтобы ребёнок проникся уважением к ним уже в раннем возрасте и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям. Практика работы сетевого взаимодействия нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.
|