Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Крисько Валерия Витальевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.12.2020 05:29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ Крисько Валерия Витальевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» г. Новокузнецк, Кемеровская область Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Ключевые слова: дошкольники, каникулы, культурно-досуговая деятельность, эстетические эмоции, творчество, развитие ребенк. а Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях. Такой отдых детям необходим, ведь жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другое время, — немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным, но в то же время, дети должны приобретать определённые знания. То есть, мы педагоги должны обеспечить нашим детям:
Организация праздников, развлечений творческой деятельности детей способствует повышению эффективности воспитательно — образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. У старших дошкольников уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям). Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому мы определили задачи культурно-досуговой деятельности в нашей группе: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей. Классификация культурно-досуговой деятельности достаточно разнообразна:
Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников. Длительность досугов:
Длительность праздников:
Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю планированию зимних каникул в соответствии с принципами педагогики досуга: принцип интереса — (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней); принцип совместной деятельности — (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный смысл. Таблица 1 « Планирование каникулярного времени в старших группах ДОУ»
Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время, выступает игра и современные игровые технологии. Квест — игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Общие задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему: Мотивация ребёнка — процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков. Самореализация — именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор. Развитие коммуникативных навыков — в игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь. Игротерапия — игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер. Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. Так же необходимо не забывать о требованиях к заданиям, они должны быть: оригинальными, доступными и адекватны ситуации. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
Для проведения квест — игры выбираю сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоления ряда преград и трудностей. Мотивация проходит через поставленную проблему – (например: найти волшебную книгу.) Все задания в игре должны быть связаны одной сюжетной линией. Квест–игра может проходить через игровые ситуации в нескольких помещениях ДОУ для разнообразия смены деятельности (групповое помещение, переход по коридору, спортивный зал, музыкальный зал, театральная студия). Предлагаю примеры оформления игрового маршрута
Следует отметить результативность квест — игр: дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) от встречи со сказочными героями, от прослушивания музыкальных произведений; проявляют заботу друг о друге; умеют налаживать межличностные отношения с детьми группы. Досуговая деятельность не означает пустое времяпровождение, бездельничанье и принцип: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга. Досуг в целом — дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий соучастников в целом. Список литературы
|