Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ
Педагогика
Автор: Крисько Валерия Витальевна   
13.12.2020 05:29

Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУОбеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ

Крисько Валерия Витальевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» г. Новокузнецк, Кемеровская область

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается.

Ключевые слова: дошкольники, каникулы, культурно-досуговая деятельность, эстетические эмоции, творчество, развитие ребенк. а

Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях. Такой отдых детям необходим, ведь жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другое время, — немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным, но в то же время, дети должны приобретать определённые знания. То есть, мы педагоги должны обеспечить нашим детям:

  • оптимальный уровень занятости детей в каникулярный период
  • позитивное развитие отношений в детском коллективе
  • творческое коммуникативное развитие воспитанников
  • создание оригинальной активизирующей предметной среды в группах
  • вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом

Скачать конспект

Организация праздников, развлечений творческой деятельности детей способствует повышению эффективности воспитательно — образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

У старших дошкольников уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.

Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому мы определили задачи культурно-досуговой деятельности в нашей группе:

Образовательные

  • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
  • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.

Развивающие

  • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
  • Привлечение дошкольников к участию в играх — драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
  • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).

Воспитательные

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
  • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
  • Воспитание патриотических чувств.

Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей. Классификация культурно-досуговой деятельности достаточно разнообразна:

  • отдых,
  • развлечения,
  • праздники,
  • самообразование
  • творчество.

Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Длительность досугов:

  • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.

Длительность праздников:

  • в старшей группе — 60 минут;
  • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю планированию зимних каникул в соответствии с принципами педагогики досуга:

принцип интереса — (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

принцип совместной деятельности — (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный смысл.

Таблица 1 « Планирование каникулярного времени в старших группах ДОУ»

Дата

Мероприятие

Форма проведения

Цель

 

«Новогодний марафон»

Экскурсия по зимнему городу

Расширение кругозора детей путём ознакомления с праздничным городом,  создание психоэмоционального комфорта и праздничного настроения детей.

 

«Калейдоскоп волшебных сказок»

День любимых сказок

Учить детей понимать характеры и поступки героев волшебных сказок, формировать умение выражать своё отношение к персонажам.

 

«Волшебные загадки»

Вечер загадок и отгадок

Развитие логического мышления детей посредством загадок,  развитие слухового внимания и быстроты мышления.

 

«Мастерская Деда Мороза»

Изготовление новогодних поделок

Развитие мелкой моторики, умения действовать с бумагой и ножницами.

 

«День театра»

Показ сказки «Теремок»  для детей старшей группы

Развитие артистизма и творчества старших дошкольников, работа над эмоциональной и связной речью.

 

« Сказочный город»

Украшение игровой площадки цветными льдинками)

- лепка сказочных персонажей из снега.

Закрепить знания детей о свойствах снега, развивать моторику, научить сооружать постройки, использовать для украшения природный материал, развивать творчество, фантазию.

 

«В мире фантазий и чудес»

Рисование с использованием творческих заданий («Что бы это значило», «Угадай кого нарисовал»  и др., используя нетрадиционные  техники рисования

Развивать воображение, творческие способности, изобразительные умения, речь; активировать словарь.

.

 

«Мы Мороза не боимся»

Физкультурное развлечение на улице, народные зимние забавы - игры

Развитие основных движений в процессе организации народных игр, формирование основ здорового образа жизни.

 

«Новый год – семейный праздник»

Организация фото выставки  и беседа о семейных праздниках

Развитие связной речи  и умения составлять короткие рассказы о  семейных традициях.

 

«Подарок для Деда Мороза и Снегурочки»

музыкально-развлекательная дискотека «В гостях у Дедушки Мороза»  

Развитие эмоционально-эстетической сферы дошкольников

 

«Новый год в разных странах»

Беседа о встрече Нового года в разных странах

Расширение представлений детей о праздновании Нового года в разных странах.

 

«Зимушка Хрустальная»

Конкурс стихов о зиме

Развитие эмоциональной и связной речи в творческой атмосфере.

 

«Святки и святочные увеселения»

Просмотр презентации «Как проводили в старину святочные гадания, игры»

Продолжать знакомить детей с народным календарём, формировать знания о рождественских традициях.

 

«По дорогам сказок»

Квест - игра

Развитие социально – коммуникативных навыков путем коллективного решения общих задач.

Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время, выступает игра и современные игровые технологии. Квест — игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Общие задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

Мотивация ребёнка — процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

Самореализация — именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

Развитие коммуникативных навыков — в игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

Игротерапия — игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Так же необходимо не забывать о требованиях к заданиям, они должны быть: оригинальными, доступными и адекватны ситуации. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

  • загадки,
  • ребусы,
  • игры «Найди отличия», «Что лишнее»,
  • пазлы;
  • творческие задания;
  • лабиринты;
  • спортивные эстафеты.

Для проведения квест — игры выбираю сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоления ряда преград и трудностей. Мотивация проходит через поставленную проблему – (например: найти волшебную книгу.)

Все задания в игре должны быть связаны одной сюжетной линией. Квест–игра может проходить через игровые ситуации в нескольких помещениях ДОУ для разнообразия смены деятельности (групповое помещение, переход по коридору, спортивный зал, музыкальный зал, театральная студия).

Предлагаю примеры оформления игрового маршрута

  • «Маршрутный лист» — загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок» — к нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • «Карта» — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы» — пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

Следует отметить результативность квест — игр: дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) от встречи со сказочными героями, от прослушивания музыкальных произведений; проявляют заботу друг о друге; умеют налаживать межличностные отношения с детьми группы.

Досуговая деятельность не означает пустое времяпровождение, бездельничанье и принцип: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга. Досуг в целом — дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий соучастников в целом.

Список литературы

  1. Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание 1997. № 3.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
  3. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб. -метод. пос.Ч. 2: Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. -М.: ВЛАДОС, 2000.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). — М.: Знание, 1992
  5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детском возрасте. — М., 1990.
  6. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
  7. Зворыгина Е. В. Игра дошкольника. -М., 1986.
  8. Иванова Н.В. Детская субкультура как основа построения личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками // Обучение с целью уменьшения ненасилия. Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Мат-лы ХХ111 Всероссийской научн. -практич. КНФ. (Санкт-Петербург, 18 апреля 2002 г.) Под ред. М.С. Гавриловой и др. СПб., 2002.
  9. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт. -сост. С.И. Бекина и др. — М., 1983.
  10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
  11. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. //Воспитатель. 2009. №9.
  12. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог. М., 2001
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год