Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.
Педагогика
Автор: Мельникова Ольга Васильевна   
03.12.2020 17:19

Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Мельникова Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

В настоящее время актуальным является развитие интереса детей к изучению родного края. Обуславливается это рядом причин: желанием познать окружающий мир, новыми подходами к процессу воспитания и обучения, ориентацией на развитие личности, осознанием эффективности краеведческого подхода в обучении и воспитании. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка основ познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира.

В дошкольном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление формирования краеведческих знаний, которые направлены на развитие и формирование социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения дошкольников. Краеведение способно приобщить детей к общественно полезному труду, любви к своей Родине, культуре, преодолению любых форм национального эгоизма и ограниченности. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением, она дает огромную платформу для всестороннего развития дошкольников. С.А. Жукова отмечает: «Важными объектами для формирования краеведческих знаний детей являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны».

 

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что несет человечество. Музейная деятельность тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением. Технология использования средств музейной педагогики в формировании краеведческих знаний дошкольников заключается во включении элементов музейной педагогики в учебную и воспитательную деятельность в определенной системе. Именно благодаря творчеству воспитателей, заинтересованности и самоотверженности, любви к родному краю большинство детей проявляют познавательный интерес к предмету, осваивают требования, предъявляемые образовательным стандартом. В процессе краеведческой деятельности педагогов и детей создаются мини-музеи, обладающие огромным образовательным потенциалом. Данные музеи ставят для себя ряд важных целей: активное вовлечение дошкольников в общественную и исследовательскую деятельность для изучения родного края, а также сохранения природного и историко-культурного наследия, формирования у дошкольников патриотизма, гражданского самосознания, трудолюбия, ответственности.

Организация мини-музея предоставляет уникальную возможность проводить интересные дополнительные занятия, вовлекать дошкольников в поисковую деятельность, разнообразить словарный запас детей, а также формировать познавательные и творческие способности дошкольников.

Организуя мини -музей в группе, можно наблюдать, как дети с огромным интересом выбирают тематику будущих экспозиций, исходя из собственных интересов, подбирают экспонаты, оформляют свой мини-музей. Выбор темы для мини-музея является приоритетным вопросом. Это должно стать личной инициативой ребенка. Важно поддержать интерес к теме, показать ее значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, воспитателю нужно оказать ребенку всевозможную помощь.

В ходе работы по организации мини-музея необходимо стремиться к достижению следующих задач: воспитывать патриотические чувства; реализовывать творческие способности детей; создать ситуацию успеха для конкретного ребенка; в процессе работы над различными темами развить у детей познавательные и мыслительные умения. Тематика музеев в детском саду, в первую очередь должна соответствовать специфике возраста, а также отвечать интересам и увлечениям каждого ребенка. Например, наиболее интересными для детей могут стать такие темы, как «Музей национального ремесла», «Музей новогодней игрушки», «Музей ретро-фотографий», «Музей героев сказок», «Музей матрешки», «Музей русской избы», «Игрушки наших родителей» и т.д. Основой экспозиции мини-музеев могут быть различные коллекции, альбомы с марками и фотографиями, открытки, детские рисунки, ретро-игрушки, символика государства, предметы истории, игровые макеты подготовленные детьми и родителями. Формы работы в мини-музее могут быть самые разнообразные:

  • экскурсии с целью создания коллекции
  • экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета
  • выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию
  • викторины
  • проведение праздников, развлечений
  • сбор экспонатов, поисковая работа
  • тематические вечера, занятия
  • театрализованная деятельность;

Оценивая роль мини-музея в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, необходимо особое внимание необходимо особое внимание уделить силе воздействия представленных в нем материалов, ведь живой показ явлений и фактов средствами музейных экспонатов особо убеждает, остается в памяти, будит мысль дошкольников. Воспитатель оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, а также помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму-интересно не разрушать, а созидать.

Таким образом, место и роль музейной педагогики в формировании краеведческих знаний детей дошкольного возраста заключается в организации деятельности, способствующей решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения. Музейная педагогика создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития личности, формированию разносторонних интересов ребенка. Она значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год