ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИКАМ ПРО ЭКОНОМИКУ» |
Педагогика | |||
Автор: Хрипкова Людмила Николаевна | |||
03.12.2020 22:35 | |||
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИКАМ ПРО ЭКОНОМИКУ» Автор программы: Хрипкова Л.Н., воспитатель высшей категории. Оренбург I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. 1. Актуальность парциальной образовательной программы Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Программа составлена в соответствие с изменениями в организации образовательного процесса в ДОУ, связанными с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17. 10. 2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и опирается на такие нормативные документы как:
Программа «Дошкольникам про экономику» углубляет задачи образовательной области «Познавательное развитие» задачами формирования у детей первичного опыта ориентировки в элементарных экономических явлениях, становления основы будущего экономического мышления. Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А. Смоленцевой. 1. 2. Цель и задачи парциальной образовательной программы Цель программы: Становление основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения основных экономических понятий. Общепедагогические задачи программы:
Задачи модулей программы: Модуль «Экономика»
Модуль «Труд – продукт – товар»
Модуль «Реклама»
Модуль «Деньги»
1. 3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы Программа опирается на следующие принципы:
Основополагающими в программе стали следующие подходы: Гуманитарный подход в контексте ФГОС рассматривается нами как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности. Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность. В связи с чем, в Программе системообразующим является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным ценностям общества). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его Деятельность. Культурно-антропологический подход (построение образовательной деятельности на основе поддержки культурных практик детей в системе ДОУ). 1. 4. Возраст детей, на которых рассчитана программа Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет. Старший дошкольник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и имеет уже достаточный экономический опыт. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста. 1. 5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы Общепедагогические результаты реализации программы Применение программы «Дошкольникам про экономику» будет способствовать:
Результаты освоения детьми программы по модулям: Модули «Экономика», «Труд – продукт – товар» 1. овладеть первоначальными представлениями:
2. дифференцированными представлениями:
3. обобщенными представлениями:
4. элементарными умениями:
5. осуждать:
Модуль «Реклама» 1. овладеть дифференцированными представлениями:
2. обобщенными представлениями (понятиями):
3. элементарными умениями:
4. проявлять интерес:
Модуль «Деньги» 1. овладеть первоначальными представлениями:
2. дифференцированными представлениями:
3. обобщенными представлениями:
4. элементарными умениями:
5. проявлять интерес:
6. осуждать:
7. Выражать:
1. 6. Обоснование выбора содержания программы Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала. 1. 7. Формы подведения итогов Итоговыми мероприятиями по программе «Дошкольникам про экономику» являются:
|