«Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы» |
Педагогика | |||
Автор: Щетинина Марина Васильевна | |||
19.11.2020 22:21 | |||
«Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы» Современные дети живут и развиваются в современно новых социо — культурных условиях, поэтому образование дошкольников нуждается в преобразованиях. Было выбрано направление инновационной деятельности, связанной с поддержкой детской инициативы, через использование в педагогической практике авторской технологии Старшего научного сотрудника ФГБУН ИС РАН Гришаевой Наталии Петровны «Клубный час», которая является частью проекта «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации». «Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты. Невозможно реализовать педагогическую технологию без чёткого определения задач.
Актуальные задачи, решаемые технологией «Клубный час»: Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов: Деятельности — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в совместной деятельности. Вариативности — представление ребёнку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. Креативности — создание ситуаций, в которых ребёнок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность. Новизна проведения «Клубного часа» в нашем образовательном учреждении: Широкое приобщение детей, в том числе и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) к разнообразному социальному опыту, созданию на детской площадке стиля отношений сотрудничества, толерантности и сотворчества. Все дети, в том числе и «особые», хотят общения и одарены множеством талантов, главное – этот талант раскрыть, поэтому внедрение в здоровую среду «Клубного часа» – вот верный путь социальной адаптации «особых» детей, пользу такого общения получают обе стороны. Здоровые дети становятся более заботливыми, добрыми, внимательными. А «особые» дети совершают рывок в своём развитии, потому что пытаются следовать примеру здоровых — это является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. - Технология «Клубный час» проводится как альтернативная форма образовательной деятельности. - Особенность технологии проведения «Клубного часа» заключается в том, что его проводят сами дети. Одни дети выступают в роли «учеников», а другие — в роли наставников. Содержание определяется исходя из интересов и умений самих воспитанников. - Анализ посещения детьми «Клубных часов» позволил выявить устойчивость интересов, к какому — либо виду деятельности. Была проведена подготовительная работа среди родителей, педагогов и принято решение об организации деятельности клубов. Родители были проинформированы о том, как данное мероприятие будет проводиться и как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. На собраниях родителей знакомили с технологией, осуществляли подбор команды (заинтересованные, увлечённые взрослые!), обсуждали тематику клубов и планирование (время, место, длительность, периодичность), провели пробный «Клубный час», оценку качества организации и внесли коррективы в планы. Целевая аудитория:
Типы «Клубных часов» Деятельностный, когда в основу «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Тематический, которые включены в ситуацию месяца. Свободный, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам. Творческий, когда для детей организуют различные творческие мастерские. «Клубный час» в виде квеста, когда дети поодиночке или командой ищут по схеме, какую — либо вещь, предмет, решают какую — либо задачу. Музейный «Клубный час», когда дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца проводят экскурсии для других пришедших детей. «Клубный час» — большая игра, а именно — сюжетно — ролевая игра. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьёзная форма воспитания. Структура игры: зачин, проведения игры, окончание игры. Открыл свои двери «Клубный час» «Студии профессий». Тип проведения: деятельностный. Цель данного мероприятия — развитие творческих способностей, установление гармоничных доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Для наших гостей работали три студии профессий «Фотограф», «Манекенщица», «Медсестра». За один час участники успели посетить медицинский пункт. Опытная медсестра рассказала о разных вспомогательных функциях, которые она выполняет. Показала на практике оказание первой медицинской помощи. Дети с удовольствием бинтовали руки своим мамам и папам. С большим интересом девочки попробовали себя в роли манекенщиц, демонстрируя праздничные платья. Модный показ завершился фотосессией. Огромную помощь в подготовке и проведении данного мероприятия оказали родители дошкольников. Родители творчески подошли к этой теме, детям, педагогам и гостям не пришлось скучать. У всех была прекрасная возможность в игре познакомиться с важными и интересными профессиями, предлагалось самим примерить на себя ту или иную профессию, овладеть трудовыми действиями. Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны родителей. Ребята и их родители, в непринуждённой обстановке провели с пользой для себя время, получили заряд положительных эмоций, узнали много нового и интересного. Снова открыл свои двери клубный час «Рождественские посиделки». Тип проведения: творческий. Цель данного мероприятия — создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия духовно — нравственной направленности, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником Рождеством. В посиделках приняли активное участие воспитанники и родители. Все участники с любопытством посетили, по выбору, мастер — класс, с увлечением смотрели музыкальную презентацию, посвящённую истории возникновения Рождества, принимали участие в создании рождественских подарков. С мастерами — родителями можно было попробовать сделать рождественскую игрушку в виде ангелочка, применяя разные способы конструирования или изготовить из бумаги Вифлеемскую восьмиконечную звезду. Родителям представилась возможность проводить мастер — классы в течение клубного часа. Несмотря на небольшой опыт участия в технологии «Клубный час», ребята и родители уверенно перемещались от мастерской к мастерской, с интересом заходили в группы по соседству. Звонком колокольчика ребята и родители, с поделками, вернулись в общий круг, где поделились друг с другом своими впечатлениями, рассказали, кто, где побывал и чем занимался. Прошёл «Клубный час» в форме образовательной деятельности. Тип проведения: тематический. Мероприятие прошло в формате образовательного события. Данный формат был предложен воспитателями, а ребята подготовительной к школе группы активно его поддержали. Ведущими на функционированных станциях были сами воспитанники подготовительной к школе группы. Дети подготовительной к школе группы сами организовали всю деятельность во время клубного часа для детей младшего возраста. Тематика клубного часа «Путешествие в Арктику и Антарктику — царство льда и снега» Так на одной из станций ребята смотрели опыты и сами в них участвовали. Дети познакомили своих младших товарищей с особенностями выживания животных в условиях Крайнего Севера. На второй станции ребята представили презентации — сообщения об Арктике и Антарктиде, играли в игры «Вопрос — ответ», узнали интересные факты из жизни животных Севера. Третья станция открыла ребятам мир творчества: дошкольники подготовительной к школе группы, работая в парах, рассказали и показали младшим дошкольникам, как поэтапно можно создать образ животного, используя манную крупу и клей. По возвращению в группу провели с детьми «Рефлексивный круг», где дети делились впечатлениями, высказывали свои пожелания, обсудили вопросы соблюдения правил клубного часа, поиграли в игры 4D. Воспитатели фиксируют проблемы, возникающие у детей в процессе клубного часа, и обсуждают их с детьми и родителями, находя пути их решения в совместной деятельности. После проведения каждого «Клубного часа» воспитанники и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения. - Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей? - Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей!)? - Какие задачи необходимо решать на предстоящем клубном часе? Проведение «Клубного часа» позволило нам наблюдать следующие изменения у воспитанников:
- дети переносят правила клуба на повседневную жизнь в группе и социуме - формирует у дошкольников личностные качества. И как следствие: формирование предпосылок к учебной деятельности, успешная социализация.
|