Методическая разработка на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в ходе реализации ООП ДО «Мозаика»»
- Литвинова Любовь Николаевна,
- Субботина Наталья Евгеньевна,
- Кузяева Елена Леонидовна
воспитатели ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 19 имени Героя Социалистического Труда А.С. Федотовой города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра на протяжении всего дошкольного детства является ведущим видом деятельности, форма отражения ребенком окружающей жизни способствует развитию речи, дает возможность решать проблемы, принимать решения, учит выражать свои мысли, является потребностью растущего организма, воспитывает самостоятельность
Сюжетно-ролевая игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Воспитатель в ходе проектирования сюжетно — ролевой игры четко должен понимать цель проекта, т.е. чего должен достичь, мотив — ради чего педагог должен научить, задачи, которые необходимо реализовать в ходе работы с детьми и сама деятельность (косвенные приемы руководства), направленная на обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы, привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей; оснащение и пополнение игровой среды.
Предлагаем вариант:
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Старшая группа
1. Задачи:
- Формировать умение самостоятельно развивать сюжет.
- Продолжать развивать специфически-ролевую речь.
- Побуждать детей реализовывать в играх правила культурного поведения, доброжелательности.
- Формировать умение самостоятельно распределять роли, действовать согласно взятой на себя роли.
- Формировать умение самостоятельно подбирать предметы-заместители, пользоваться ими.
- Продолжать учить отображать действия о всех работниках салона-красоты.
- Закрепить умение самостоятельно распределять роли. Закрепить знания детей о работе кассира, продолжать учить отображать действия кассира.
- Воспитывать вежливое обращение друг с другом.
- Продолжить воспитывать умение играть вместе, небольшими группами.
2.Подготовка к игре:
Дата
|
Изготовление
атрибутов
|
Обогащение
впечатлениями
|
Обучение игровым приемам
|
Сентябрь
|
-Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, салфетки и др.)
блок «Проблемные изменения предметно – игровой среды» Создание вывески «Салон красоты», табличек – названий кабинетов (с пиктограммами), Изготовление фризов «Модные прически», «Красивые ноготочки», «Мой модный образ». Создание журналов модных причесок (на основе раскрасок). Создание мастерской «Юный дизайнер салона красоты», киоска по продаже товаров (изготовление этикеток для баночек, коробочек, бутылочек; рисование постеров и рамочек для них) и т.д.- Сбор коробок от краски для волос, флаконов от шампуни
-изготовление накладных ногтей из картона
|
-Посещение детьми парикмахерской с родителями.
- Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.
-Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.
-Рассматривание альбома с образцами причесок.
-Рассматривание буклетов с образцами косметических средств.
-Дидактическая игра «Причешем куклу красиво».
|
-Научить пользоваться пластмассовыми ножницами и феном
- плетению косичек
-Завязыванию хвостиков и закалыванию заколок
-уходу за ногтями
|
3. Перспективный план подготовки к игре «Салон красоты»
Сюжеты
|
Роли
|
Атрибуты
|
Игровые действия
|
Речевые обороты
|
В салоне красоты работают парикмахеры (женский и мужской залы) постепенно открываются массажный, маникюрный кабинеты. парикмахеры администратор, специалисты, готовят рабочие места, принимают клиентов либо в порядке очереди, либо по предварительной записи. Каждый специалист предлагает свои услуги. После заявки, специалисты выполняют свои функции, отправляют клиентов к администратору для оплаты услуг. Клиенты благодарят, уходят. Специалисты приглашают клиентов прийти ещё раз.
|
· парикмахер (женский и мужской мастер)
· ученик парикмахера
· маникюрша
· педикюрша
· кассир
· уборщица
· клиенты
· администратор
· косметолог
· массажист
· визажист
|
1. Зеркало.
2. Тумбочка, полочка для хранения атрибутов игры.
3. Разные виды расчесок. Расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные.
4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы.
5. Бигуди на один оборот пряди.
6. Пластмассовые ножницы (недействующая машинка для мужских стрижек).
7. Игрушечный фен.
8. Пелеринка для клиента.
9. Фартук-накидка для парикмахера.
10. Полотенце.
11. Заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик.
12. Журнал с образцами причесок.
|
1. Причесывание.
2. Стрижка.
3. Мытье головы.
4. Вытирание полотенцем.
5. Сушка феном.
6. Окраска волос.
7. Покрытие лаком.
8. Опрыскивание духами.
9. Накрутка на бигуди.
10. Плетение косичек.
11. Завязывание хвостиков.
12. Закалывание заколок.
13. Проведение пробора.
14. Наращивание ногтей.
15. Накладывание масок на лицо.
16. Массаж рук, лица, тела.
17. Запись клиентов
18. Педикюр
19. Уборка салона.
20. Расчет на кассе.
21. Макияж
22. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал.
23. Ожидающие клиенты могут пить кофе, чай и также рассматривать журналы.
|
- «Проходите, пожалуйста, присаживайтесь»
- «Какую прическу Вы бы себе хотели?»
- «Заплести косичку или завязать хвостик?»
- «Вы хотите две косички? Очень хорошо»
- «Пожалуйста!» - «Вам понравилось?»
- «Я тоже рада, что Вам понравилось» «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу» - «Пожалуйста, следующий!»
|
Сопутствующие сюжеты
|
- «Семья»
-«Магазин»
-«Шофер»
|
Мама
Ребенок
Продавец
Покупатель
Водитель
|
Сумка
Краска для волос
Руль
|
Ведет ребенка в салон красоты.
Покупает краску для волос.
Привозит товар.
|
|
Словарный минимум
Часть словаря
|
Старшая группа
|
Подготовительная
группа
|
Профессии
|
Парикмахер, заведующая, кассир, продавец, уборщица, шофер
|
Стилист, визажист, маникюрист, директор
|
Орудия труда
|
Телефон, деньги, ручка, ножницы, расческа, бигуди, плойка, фен, щипцы, машинка для стрижки
|
Мобильный телефон, визитка, пилочка
|
Трудовые
действия
|
Отвечать, руководить, обслуживать, предложить, встречать, провожать, стричь, укладывать, украшать, выдавать
|
Информировать, согласовывать, заверять, рекомендовать, управлять
|
Качество труда
|
Вежливо, внимательно, аккуратно, чисто, уютно, умело, ответственно, успешно
|
Добросовестно, четко, энергично, организованно, высококачественно
|
Общественная
значимость
|
Качественно обслуживать клиентов, информировать правдиво
|
|
Результаты труда
|
Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с модными направлениями
|
|
Учреждения
|
Парикмахерская, салон, магазин
|
|
Вежливые слова и выражения
|
Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, до свидания, всего доброго, извините, пожалуйста, будьте добры, спасибо
|
Приятно снова видеть вас, до встречи, примите мои извинения, разрешите, прошу вас
|
4. Примерный ход игры
Сговор на игру: По радио сообщается об открытии «Салона красоты»: "Внимание! Внимание! В нашей группе открылся «Салон красоты», в нём работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих! Услуги самые разные: создание причёсок на праздники, на каждый день; стрижки женские, мужские; завивка, окраска волос. В скором будущем салон планирует открыть маникюрный и массажный кабинеты. Записаться на услуги можно по телефону: 3-44-55 Приходите ! Торопитесь! «Салон красоты» ждёт Вас! Внимание! В наш салон требуются специалисты: - Парикмахер в женский и мужской зал - Массажист и мастер маникюра, уборщицы. Обращаться к администратору – Марии Петровне» Воспитатель на начальном этапе игры берёт на себя роль администратора, впоследствии передаёт эту роль ребёнку (уехала в отпуск, заболела, координирует работу по телефону). Также воспитатель может взять на себя роль посетителя (клиента).
Роли
|
Ролевые действия
|
Парикмахер
|
Получает заказ клиента; Делает прическу.
|
Маникюрша
|
Получает заказ клиента; Делает маникюр.
|
Кассир
|
Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.
|
Уборщица
|
Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.
|
Клиент
|
Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.
|
Директор
|
Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами.
|
Построение ролевого диалога
|
Директор салона красоты
|
Клиент
|
Кассир
|
Парикмахер
|
Организует работу; Контролирует
|
Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются
|
|
Маникюрша
|
Организует работу; Контролирует
|
Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются
|
|
Кассир
|
Организует работу; Контролирует
|
Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются
|
|
Уборщица
|
Организует работу; Контролирует
|
|
|
Клиент
|
Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание)
|
Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в общественных местах. Общаются
|
Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал
|
Шофёр
|
Даёт указание о доставке определённого товара; Подписывает путевой лист. Контролирует.
|
|
Расплачивается за привезённый товар
|
5. Способы выхода из игры
Вариант завершение игры: Объявление по громкой связи: «Внимание! Внимание! Уважаемые посетители! Через 15 минут наш салон закрывается, мы ждём вас ежедневно с 9 до 18 часов, без перерыва на обед». Итог игры: Воспитатель хвалит детей, спрашивает понравилась ли игра, что именно понравилось, а что нет, что больше всего запомнилось, что вам хотелось бы добавить в новую игру.
6. Оценка игры:
Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры и умение играть вместе.
Литература:
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2014.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2010.
Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2012.
Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.
Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.
|