Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента
Педагогика
Автор: Нечипоренко Эльмира Мухаррамовна Кузнецова Виктория Сергеевна Нафикова Регина Разифовна   
30.10.2020 22:29

Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонентаПрименение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента

В настоящее время педагоги сталкиваются с определенными проблемами при работе с детьми дошкольного возраста:

  • небольшой словарный запас
  • нарушение звукопроизношения
  • неверное согласование слов в предложении
  • плохое развитие связной речи
  • отсутствие концентрации и внимания.

Для того, чтобы ликвидировать данные пробелы, педагогами применяется мнемотехника.

Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками по освоению национально-регионального компонента обеспечивает эффективное запоминание материала.

 

Скачать конспект

На занятиях по развитию речи, познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию мы внедряем мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. При изучении национально-регионального компонента, данная работа выглядит следующим образом:

Тюбетейка (маленькая шапочка) – мужской и женский национальный головной убор.

Наводящие вопросы при работе с мнемоквадратом: Что это? (Головной убор) Форма (Округлая), цвет (зеленый), размер (небольшой)

2 этап: учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Уфа- столица республики Башкортостан

На первоначальном этапе ребенок знакомится с символикой республики Башкортостан. На первой картинке герб г.Уфы, на второй — герб республики Башкортостан. То есть происходит работа по закреплению символов мнемоквадратов.

Герб города Уфа- куница, Герб республики – Салават Юлаев, то есть происходит закрепление ассоциативной части куница- Уфа, памятник Салавату Юлаеву – республика Башкортостан

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. На примере показано, как ведется работа по стихотворению Мустая Карима.

Башкирия,

Моя земля и небо,
Моя любовь,
Moй соловьиный край!..
Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.

Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в окне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,

Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!

Данную мнемотаблицу мы использовали на первоначальном этапе работы с материалом. В старшем возрасте могут применяться не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

С мнемотехникой, как приемом работы с детьми мы знакомы давно и успешно работаем. Применительно к национальному компоненту начали использовать более одного года. Благодаря мнемотехнике процесс обучения становится интересным и занимательным, происходит эффективное взаимодействие педагога и ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год