Методические разработки «Детский сад: за или против?» |
Педагогика | |||
Автор: Самарина Ирина Васильевна | |||
31.10.2020 18:54 | |||
Методические разработки «Детский сад: за или против?» Самарина Ирина Васильевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» «Теремок», г. Рассказово, Тамбовская область Проблема детского сада (ДОУ) — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня жизни семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы. В целом детский сад рассматривается положи-тельно, он абсолютно необходим для полноценного воспитания ребенка. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек – существо коллективное. Искусство общения с другими людьми во многом определяет всю жизнь человека. Поэтому, несомненно, общению стоит учиться с детства – никакая семья, никакие гувернантки, никакие бабушки не в состоянии заменить детский сад. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: будет ли ему хорошо в детском саду? И это волнение вполне оправдано, так как при поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – от латинского слова «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма к новым условиям социального существования. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в ДОУ? Как показывает практика одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие это делают с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи отклоняют все предложения взрослого, боятся отойти от мамы и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть разными:
Однако одной из основных причин такого поведения является отсутствие опыта общения ребенка с другими взрослыми и детьми. Дети, которые имеют положительный опыт общения, легче входят в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Взрослые с самого рождения малыша учат его играть, но очень редко — умению общаться. Поэтому главная задача родителей – правильно подготовить ребенка к посещению ДОУ, чтобы процесс адаптации был менее безобидный. Следует больше внимания уделять формированию культурно-гигиенических навыков (мытью рук, лица, пить из чашки) умению пользоваться и есть ложкой, туалетом (горшком), сидеть спокойно на стуле. Необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значении. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми. Для того, чтобы процесс привыкания к ДОУ не затягивался, необходимо следующие условия: создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Это в первую очередь зависит от умения и усилий воспитателя создать атмосферу тепла и уюта, разрешите принести ребенку его любимую игрушку из дома, с которой он может спать. Хорошо, если в группе будет «домик-палатка», где он сможет побыть один и отдохнуть. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка является возможностью выплеснуть на бумагу свои чувства. В ДОУ должен быть уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Больше всего, малышам нравится рисовать фломастерами на, прикрепленной к доске, месте бумаги. Благотворно и успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Не стоит в период адаптации отучать детей от привычки сосать соску, это можно сделать позже. Ласковое общение с ребенком, периодическое пре-бывание малыша на руках взрослого дадут ему чувство защищенности, помогут быстрее адаптироваться. Также необходимым усло-вием успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Ребенок должен видеть хорошие доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адапти-руется в новой обстановке. Следует особое внимание уделить организации в адаптационный период игровой деятельности. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю; ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека. В заключении хотелось бы отметить, что в каком бы возрасте ребенок не поступил в образовательное учреждение, необходимо помнить, что безболезненность адаптации к новым условиям возможно только на основе подготовленности к ним. Успешность этого процесса будет зависеть от психофизических особенностей, характера связей со взрослыми и сверстниками.
|