Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников
Педагогика
Автор: Мещанская Ольга Александровна   
30.10.2020 13:09

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанниковКак стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Мещанская Ольга Александровна

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным педагоги, с одной стороны, сохраняют всё лучшее и проверенное временем, с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй

 

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, какой он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной. Понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности, родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнёрами.

Трудностей в организации общения с родителями много:

это и не понимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющие проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.

Из чего складывается успех общения?

Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в родителе равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Общение будет успешным если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.

Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать почувствовать родителям свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников. Всё это приводит нас к пониманию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Давайте разберёмся: что такое, профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? Анализ современных требований в организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, должны сформироваться значимые качества (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательным потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки

(личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  • Установка на доверительное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент)

  • О семье
  • О воспитательном потенциале семьи.
  • Об особенностях семейного воспитания.
  • О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  • О методах изучения семьи.
  • О современных формах организации общения.
  • О методах активизации родителей.

Умения и навыки

(деятельный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  • Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  • Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки:

  • устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание;
  • предвидеть результаты общения, возможные трудности;
  • управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении родителями;
  • создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
  • владеть этикетными нормами речи и поведения;
  • организовывать содержательное общение;
  • осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Вывод: Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Профессиональную компетентность воспитателей в области с родителями (равно как и в любой другой области) необходимо развивать. Ведь развитие компетентности не может замереть на какой-нибудь одной точке: она либо будет постоянно развиваться, либо начнёт утрачиваться.

И основная нагрузка ложится на старшего воспитателя ДОУ.

Почему же именно методическая работа так значима? С её помощью создаются условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне. Эти условия заключаются в следующем:

  • педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.;
  • приобретаемые знания и умения должны быть такими, чтобы их можно было непосредственно и немедленно использовать в профессиональной деятельности;
  • педагоги должны осознавать непрочность их компетенции, её зависимость от их собственной заботы, её поддержке.

Библиографический список:

  1. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
  2. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Автор: Н.В. Микляева
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год