Роль игрушки в игровой деятельности детей. |
Педагогика | |||
Автор: Иванова Юлия Владимировна | |||
24.10.2020 10:18 | |||
Роль игрушки в игровой деятельности детей. Иванова Юлия Владимировна МКДОУ д/с № 50 г. Новосибирск В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду деятельности-игре. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению, постепенно овладевает языком. Ребёнок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путём приобщается к окружающей жизни. Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий, деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой детским воображением. Особенность игровой деятельности — её самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, её создателями. Они отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, отражают своё отношение к ним.
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра — один из методов обучения и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдении, беседами, чтении и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал и игрушки. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного эталона окружающей материальной действительности. Игра и игрушка являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на всё более высоком уровне. Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий. Игрушки являются объектом игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Важным условием организации содержательной игровой деятельности детей является правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий. Основным принципом подбора игрового материала является соответствие игрушек и пособий реальному составу детей в группе. Игрушки необходимо хранить на открытых полках, в открытых шкафах. Периодически игрушки необходимо убирать, заменять их новыми для того, чтобы интерес к игрушкам не ослабевал. В результате продуманной воспитательной работы дети привыкают к установленному порядку, хорошо ориентируются в своём игровом хозяйстве, играют, не мешая другим. Основное содержание игр:
Подбирать для игр ребёнка следует те игрушки, смысл которых созвучен его игровому и жизненному опыту. Ребёнок рано включается в систему социального общения и ему не приходится самому способы действий с предметами. Всё это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщённой форме предметы, используемые взрослыми. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка- верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но педагогически целесообразной и интересной. Классификация игрушек. 1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносительности с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями. 1 Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевлённые и неодушевлённые объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх: а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы бытового обихода; д) театральные); е) празднично-карнавальные; ж) технические. 2 Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены развивающие задачи: а) собственно -дидактические основаны на принципах самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами предназначены для игр на столе; в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки. е) спортивные игрушки. ж) игрушки-забавы. 2. Игрушки по степени готовности.
деревянные, пластмассовые, металлические, из тканей, бумаги и картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесных материалов (папьемаше). 4. Игрушки по величине: мелкие (3-10 см.), средние (10-50 см.), крупногабаритные (соразмерные росту ребёнка в разных возрастных периодах). 5. По функциональным свойствам: простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневмонические, магнитные, электрофицированные (электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе). Электронные; игровые комплекты, объединённые единой темой. 6. Игрушки по художественно-образному решению: Реалистические, условные, конструктивные. Игры детей третьего года жизни. В играх детей третьего года жизни уже появляются те же черты, которые получают развитие впоследствии: подражания взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. Дети этого возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя- содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления, формировались положительные качества. Игры детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребёнку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучать малыша, воспитатель может проделать с куклами или др. игрушками, причём ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь на воображение и чувства ребёнка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая ёлочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино – повторить музыкальное занятие. Дети находят разнообразное применение игрушке – материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, коробки, дощечки). Малыши быстро осваивают этот материал (лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробка – в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется тем, что в этом возрасте дети сами заменяют в игре один предмет другим. На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки, дидактические и подвижные игры. Практика подтверждает, что игры детей трёх – четырёх лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а следовательно и игровых образов, которые могут возникнуть в силу подражания.
|