Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки»
Педагогика
Автор: Костова Марина Александровна   
24.10.2020 13:03

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки»Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1. 1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» — художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие творческих способностей и воображения посредством самостоятельной творческой деятельности детей.

 

Скачать конспект

Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 80% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы.

Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

  • с п.1. 6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
  • п.2. 6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
  • п.2. 7. "Конструирование из природного и иного материала", "Изобразительная деятельность (лепка, аппликация).

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. В процессе освоения программы у воспитанников

развиваются сенсорные представления, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. У детей дошкольного возраста постепенно развивается интерес к трудовой деятельности. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно- трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Важно рассматривать художественно-ручной труд, как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов, приобретает навыки работы с ними. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и постигать его.

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.

Программа «Очумелые ручки» разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
  • Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН 2.4. 1. 3049-13) [20];

Отличительная особенность программы «Очумелые ручки» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в изобразительной деятельности. Программа построена по тематическому принципу, включает в себя репродуктивные виды декоративно-прикладного творчества и художественную деятельность творческого характера.

Методологической основой программы являются:

Системный подход (Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

Личностный подход (Ш. А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

Полисубъектный (диалогический) подход (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение ( «скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход (Б. М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Компетентностный подход (О. Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Адресат программы – дети в возрасте 3-6 лет, в т.ч. с ОВЗ (ТНР).

Возрастные особенности:

на протяжении дошкольного возраста у детей художественный замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предмет фантазии — то, что сильно взволновало, увлекло, поразило. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх, продуктивных видах деятельности.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на три учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 96 часов (32 часа на каждый учебный год).

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий — 1 -2 раза в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 4-5 лет: 20 минут, 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут.

1. 2. Цель и задачи программы.

Цель: является всесторонне развитие личности дошкольника посредством художественно-ручного труда.

Задачи:

  1. Познакомить детей с терминологией, техниками работы по художественному труду и рукоделию;
  2. Обучить безопасным приемам работы с кистью, ножницами, стекой;
  3. Способствовать формированию практических навыков работы с различными материалами (природный, искусственный, пластичный материалы, пряжа, соленое тесто);
  4. Формировать образное, пространственное мышление и умение самостоятельно располагать на листе бумаги композицию, выбирать цвет, материал;
  5. Приучать к самостоятельности ответов и суждений;
  6. Обогащение речи существительными, прилагательными и глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов, эмоции, чувства и переживания человека;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год