Статья «Проектная деятельность в детском саду» |
Педагогика | |||
Автор: Батуева Людмила Александровна | |||
27.09.2020 08:06 | |||
Статья «Проектная деятельность в детском саду» Батуева Людмила Александровна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №104 «Зорька» Аннотация: Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно-ориентированный подход в воспитании образовании. Метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам. Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста. По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты. Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания. Другими словами, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть. • Творческие (оформление результата в виде детского праздника) • Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее) • Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы)
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, развитию речи и собственно речевого аппарата. Второй этап-Реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребенка. Третий этап-презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для ребенка. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Проектная деятельность — это интеллектуальный труд. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни, когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Зачем же нужны проекты? Проекты, помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют развитию творческих способностей детей, способствуют умению наблюдать, способствуют умению слушать. На протяжении длительного времени работала над нескольми проектами. В силу того, что у нас календарно-тематическое планирование образовательного процесса проведены такие проекты. Например, в старшей группе составила и провела проект «Книжкины именины, или путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена». В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективные предпосылки для воспитания у детей таких нравственных качеств как доброта, милосердие, сострадание, понятие об истинных и ложных ценностях. Осуществлялся подбор литературы, проводилась беседа. чтение сказок «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Новое платье короля»,» Спичка», «Русалочка». Просмотр мультфильмов «Дикие лебеди», «Снежная королева». Выставка рисунков «Герои сказок» Г. Х Андерсена. Выставка книг «Волшебный мир сказок» Г.Х. Андерсен. Завершающий этап проекта- инсценирование сказки «Свинопас». В Проекте «Эти необыкновенные и обыкновенные камни» решались познавательные задачи-расширить знания детей о камнях, развивающие-развитие интереса и творческих способностей, воспитательные-развитие естественно-научного представления, формирование интереса к поисковой деятельности. Был проведен подбор экспонатов для выставки «Камни вокруг нас». Чтение художественной литературы П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», И. Н. Рыжов «О чем шептались камешки?» Экспериментирование: опыт «Плавучесть» (что будет, если положить камень в воду). -лепка из пластилина «Разноцветные камни» -музыкальная игра с камнями «Каменный оркестр», «Здоровье» — профилактика плоскостопия «По каменной дорожке шагают наши ножки», -рассматривание фотографий скульптур. И как результат проекта: выставка «Камни вокруг нас» (морские, речные, полудрагоценные), папка с произведениями художественной литературы, работы детей «Разноцветные камни». В проекте «Космос своими руками» преследовалась цель- формирование представления о космическом пространстве у детей старшего дошкольного возраста, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. В результате мы получили сформированность у детей элементарных представлений по теме «Космос». Воспитание нравственно-патриотических чувств, творчесткой индивидуальности. Продуктами проекта стали: художественная деятельность «В далеком космосе», создание макета «Солнечная система», изготовление ракет из цветной бумаги, пластилинография «Космическое путешествие», разгадывание кроссворда «Загадки астронома», чтение худ. литературы Я.К. Голованов «Дорога на космодром», Н.Носов «Незнайка на луне». Потенциал проектной деятельности велик. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, у детей появилось желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности. У родители расширились возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития своего ребенка. Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных методов. Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности, развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем проектирование будет способствовать успешному обучению детей в школе. Для педагогов преимущество проектного метода заключается вповышении качества образовательного процесса, выступает как технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитием критического и творческого мышления. Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно- образовательной работы. Список использованной литературы:
|