Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья |
Педагогика | |||
Автор: Сабельникова Ирина Сергеевна | |||
10.05.2020 14:35 | |||
Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья воспитатель Сабельникова И.С. Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» В нашем Центре функционируют группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 3 до 7 (8) лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), задержка психического развития, расстройство аутистического спектра). В группе кратковременного пребывания дети пребывают 4 часа. За каждой группой закреплены следующие специалисты: воспитатель, учитель — дефектолог, учитель — логопед и педагог – психолог. Основными формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Основными задачами работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья являются
При проведении групповых игровых занятий в мы используем элементы педагогической технологии «Круг». Занятие с использованием технологии «КРУГ» – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции. Воспитатели проводят в группе одну из форм педагогического Круга — Утренний круг, как режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей. В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Утренний круг в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего круга ребят воспитатели уделяют особое внимание. «Утренний круг» проводиться в утреннее время. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно. Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
Этапы утреннего круга:
В целом этот этап позволяет:
4. Составление плана. Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий, выкладывает его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (занятия, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Дети заранее знают, какие события произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появиться пиктограмма «Дом». 5. Заключение – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время, это даёт возможность детям легче войти в режим дня. Отмечено общим стихотворением, прощанием с героем, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях. Утренний круг — важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность утреннего круга по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конспект утреннего круга Цель: создать положительный настрой на весь день, активизировать коммуникативные навыки детей, прививать навыки культуры общения. Задачи:
Ход занятия 1. Приветствие Для сообщения утреннего круга используем колокольчик. Воспитатель произносит слова, все дети садятся, создавая круг. Колокольчик мой звенит, Все тебе мы, (имя ребёнка), рады! - Ребята, а теперь, давайте покажем, где наша правая рука и повторяем за мной. Здравствуй, правая рука, (протягивают вперед) Здравствуй, левая рука, (протягивают вперед) Здравствуй, друг, (беремся одной рукой с соседом) Здравствуй, друг, (беремся другой рукой) Здравствуй, весь наш дружный круг. (Качаем руками) Воспитатель: - Доброе утро, мои дорогие! - Я очень рада видеть вас всех. - Соня, ты сегодня такая румяная! Ярослав с Даней удобно устроились рядом. Ярослав с утра немного грустный. Давайте подарим ему хорошее настроение. Как это можно сделать? (Улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе, сделать комплимент.) - А кто из нас сегодня пришел в синих шортах? А кто сегодня в зеленой футболке? и т.д. о каждом ребенке. (Ответы детей) Чтобы у всех было прекрасное настроение, я дарю вам... облако. (Элементы психогимнастики, короткие стихотворения, забавные истории, динамичные игры в слова, упражнения с пальчиками.) 2. Обмен новостями Воспитатель: ребята, мы с вами не виделись целый вечер и ночь. И у вас наверно очень много новостей. Мы будем передавать нашу игрушку по кругу, и каждый, кто захочет, расскажет нам, как он провел свое вечернее время. Воспитатель напоминает правила: - Говорит тот, у кого в руках игрушка. - Внимательно слушаем других. Вместе с детьми вспоминаем, какое время года, какой месяц, число. 3. Планирование дня - А я хочу напомнить, что сегодня мы будем делать зарядку, заниматься физкультурой в спортивном зале, будем рисовать, играть, а потом пойдем домой (воспитатель показывает карточки-фото и крепит их магнитами на мольберт). 4. Заключение Дети берутся за руки и повторяют за воспитателем Утро доброе встречай! - Я желаю вам сегодня, что бы у вас все получалось, хорошего настроения вам. Доброго дня! - Садитесь все в вагончики и поехали. (дети берут друг друга за пояс) * Вот поезд наш мчится, колеса стучат
|