Преемственность в работе детского сада и школы (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Алымова Екатерина Александровна | |||
19.05.2020 10:45 | |||
Преемственность в работе детского сада и школы (из опыта работы) Подготовила и выполнила воспитатель подготовительной к школе логогруппы Алымова Екатерина Александровна Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Золотые слова. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. При поступлении в школу, важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Актуальность данного вопроса состоит в переходе ребенка — дошкольника в школьную образовательную среду, переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Почему преемственность необходима? Она предполагает переход в школу детей с подходящим уровнем воспитания и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками. Детей надо подготавливать к школьному обучению. Насколько воспитанник хорошо будет учиться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам. Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д. Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права. Этапы реализации проекта на базе ДОП «Костякова» Создание развивающей среды в группе:
Одно из самых, на мой взгляд, главных задач для обеспечения преемственности является создание у дошкольников мотивации к обучению в школе. Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В течении учебного года в школе проводится «День открытых дверей». Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. Дети подготовительной группы знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер. Одним из этапов реализации проекта является встреча учителей начальной школы с выпускниками детского сада. В нашей школы учителя для выпускных групп проводят занятия. Также очень интересных характер носят встречи наших будущих выпускников с выпускниками нашего детского сада. Эти дети закончили ДОП «Костякова» два-три года назад, они рассказывают детям о том, как они впервые пришли в школу, что они делают на переменках, какие у них учителя, какие уроки проходят в школе и много-много чего ещё. А также одним из, наверное, самых эмоциональных мероприятий в детском саду является выпускной бал. Когда ребята действительно осознают, что они уже выросли, что детский сад – это уже пройденная страница в их жизни. А впереди их ждет не менее интересная страница – школа. Но не надо забывать и про наших родителей. Они вместе с детьми проходят все этапы жизни своих детей. Для них воспитатели детского сада и педагогический состав проводят тематические родительские собрания на тему «Скоро в школу», организуются выставки методической литературы по подготовке детей к школе, раздаются буклеты и информационные листовки на интересующие вопросы родителей. Результаты реализации данного проекта состоят в следующем:
|