Статья: «Предметно-пространственная развивающая среда для мальчиков в образовательном пространстве детского сада» |
Педагогика | |||
Автор: Перевозникова Наталья Николаевна | |||
09.05.2020 11:35 | |||
Статья: «Предметно-пространственная развивающая среда для мальчиков в образовательном пространстве детского сада» Перевозникова Наталья Николаевна ГБДОУ д./с. № 92 г. Санкт- Петербурга На формирование и развитие полноценной и гармоничной личности ребенка оказывает влияние множество различных факторов. Одним из них является среда или окружение, в котором ребенок воспитывается и с помощью которого он реализуется как личность. Одним из компонентов образовательной среды является предметное окружение или развивающая среда, которая влияет на все стороны развития ребенка: познавательную, социализацию в обществе, речевые процессы, физическую активность, художественно- эстетическую деятельность, проявление чувств, эмоций, воображения, воли и т. д. Она (среда) должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении, важным условием является учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей и потребностей детей. Не менее важным является ее многофункциональность. Во всех возрастных группах должно быть выделено пространство для игр, творческой деятельности и отдыха детей. Для того, чтобы поддерживать интерес к предметно-пространственной развивающей среде, ее содержание должно периодически обогащаться и трансформироваться. Также в группе должны быть созданы зоны не только для совместной деятельности детей, но и для самостоятельной самореализации ребенка во всех видах деятельности, содержащих разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. При организации предметно-пространственной развивающей среды, как уже выше было отмечено, следует учитывать гендерный принцип, который позволит детям проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами и поможет им «исполнять» социальные роли в игре, опираясь на свои наблюдения и жизненный опыт. Чем же отличаются игры мальчиков от игр девочек? Девочки, в большинстве своем, любят воспроизводить в игре какие-то бытовые ситуации или те социальные роли, которые им хорошо знакомы. Для этого им достаточно ограниченного пространства. В отличии от девочек, мальчикам нужен простор. Они занимают почти все пространство группового помещения, перемещаясь из одного его конца к другому, их двигательная активность гораздо выше, а развивающая среда для них должна быть более разнообразной и насыщенной. Мальчики любят использовать в играх самодвижущиеся предметы (инерционные машинки, мячики); инструменты для плотницких и ремонтных работ (молоток, рубанок, топор, отвертка, плоскогубцы и т. д.); элементы полицейской, пожарной, военной формы; большое количество разнообразного транспорта; макеты с перекрестками и т. д. Важно иметь в наличии различные подручные средства, используемые для решения разнообразных игровых задач (колесики, коробочки, баночки, фигурки человечков и животных, ленточки и т. д.). Мальчикам требуется большое количество деталей конструктора разных видов сцепки, а также разные виды «строителя» (деревянного и пластмассового) из деталей мелкого и крупного размера для воплощения воображаемых ситуаций, строительства необходимых для игры объектов и реализации социального опыта. Также мальчикам требуется подбирать для рассматривания и чтения книги с историями и картинками, изображающими разные виды транспорта, роботов, дорожные ситуации, боевые действия, военную технику, а также героических персонажей и т. д. Это способствует развитию воображения, речевой активности. Для формирования творческих способностей необходимо иметь картинки для раскрашивания и трафареты по вышеперечисленной тематике. Несмотря на то, что у мальчиков есть «свои» игры, они, тем не менее, с удовольствием принимают участие в обыгрывании таких игр, как «Семья», «Доктор», «Парикмахерская» и др. и способны распределять роли по половому признаку. Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении формирует не только умственные, физические, творческие, познавательные способности, но и помогают ребенку понять свою гендерную принадлежность и, в результате, полноценно и эффективно реализовать себя в социуме.
|