Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация образовательной среды в коррекционных группах детского сада
Педагогика
Автор: Новикова Светлана Александровна Кобызева Ольга Владимировна Решетникова Лариса Александровна   
27.03.2020 10:41

Организация образовательной среды в коррекционных группах детского садаОрганизация образовательной среды в коррекционных группах детского сада

  • С.А. Новикова заведующий МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова,
  • О. В. Кобызева заместитель заведующего МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова по ВОР
  • Л.А. Решетникова учитель-дефектолог МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте предусматривается определение условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одна из задач ФГОС ДО – «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

В настоящее время пристальное внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с различными проблемами в развитии на всех уровнях образования.

 

Наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с особенностями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.

В нашем образовательном учреждении созданы специальные условия для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья (воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития), а также созданы условия для осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Предметно–пространственная развивающая среда в коррекционных группах детского сада, строится как доступная и безопасная, содержательно–насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ. Данная эффективная образовательная среда соответствует адаптированной образовательной программе ДОО.

Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делятся на зоны (центры). Центры оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.

В каждом центре дети могут взаимодействовать в микро-группах, что способствует формированию социальных навыков общения и обучения. В микро-группах, решая общие задачи, дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий. Наличие такой предметно–пространственной развивающей среды дает возможность каждому ребенку успешно развиваться, реализовать свои возможности, образовательные потребности и раскрыть свой личный потенциал.

Подбор и размещение мебели, дидактического материала, игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды занятий.

В нашем дошкольном образовательном учреждении специфика интерьера и размещения предметного окружения подчинена принципу сохранения стабильности и относительного постоянства. Для того, чтобы дети с проблемами в развитии запоминали порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов в группе. А также это позволяет детям не отвлекаться на повторное изучение окружающей обстановки, а концентрироваться на совместных игровых действиях.

Размер игровой комнаты позволят проводить как индивидуальные игровые занятия, так и групповые, в т. ч. игры «в кругу». Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, педагоги подбирают интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы.

Еще одним важным условием, которое мы реализуем, является умеренность игрового пространства. Умеренность подразумевает разреженность, неперегруженность игровой комнаты /зоны разнообразными игровыми объектами. Все предметы, находящиеся в помещении функциональны и немногочисленны. Наличие в постоянном поле зрения детей большого количества игрового материала может рассеивать их внимание, отвлекать от непосредственного социального взаимодействия с другим ребенком.

При организации индивидуальных занятий, оборудованы кабинеты для специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) со специально организованным пространством. Все кабинеты изолированы, оборудованы в соотвествии с требованиями Сан Пин и программой. Кабинеты поделены на центры развития, каждый из которых решают свои задачи. Например, центр речевого и креативного развития –отвечает за речевое развитие дошкольников с ОВЗ, центр сенсорного развития –отвечает за формирование у ребенка представлений о цвете, форме, величине предмета и др. Центры оборудованы соответствующими игровыми и наглядными пособиями и играми. Каждый вид игровых материалов располагается на отдельной полке

Вся коррекционно‐развивающая работа нашего детского сада построена на правильной организации образовательной среды, правильном распределении нагрузки в течении дня и координированной работе воспитателей группы, учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384);
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пробле- мами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006 – 400 с.
  3. Насибуллина А.Д. Специфика использования игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями / А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова // Новое слово в науке: перспективы развития:
  4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. — М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003-112с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год