Обеспечение преемственности ДОО и начальной школы. |
Педагогика | |||
Автор: Гулевская Наталья Юрьевна | |||
20.08.2021 13:05 | |||
Обеспечение преемственности ДОО и начальной школы. Гулевская Н.Ю., заведующий МБДОУ №23 г.Белгорода Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования и вступлением России в Европейское сообщество, где принята 12-летняя система обучения. Соответственно, возникает необходимость обобщения и анализа теоретического и практического опыта работы, выявление эффективных условий преемственности работы ДОУ и школы, разработка диагностических методик. Также немаловажную роль играет формирование собственного отношения к складывающейся образовательной ситуации, как у педагогических работников, так и у родителей, активность и осознанность их личностной реализации данных условий путем опережающего анализа деятельности не только детей, но и воспитывающих их взрослых. Причем, решение основных проблем преемственности ДОУ и начального школьного образования нужно рассматривать в рамках комплексного психологического, педагогического и социального подхода.
Дошкольным образовательным учреждениям отводится особая роль в общей системе непрерывного образования. Они являются первым звеном данной системы. Именно здесь закладываются основы личности, ее свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника. Одной из проблем в направлении работы по преемственности детского сада и школы является то, что дошкольное образование начинает ориентировать ребенка на более высокие ярусы и уровни, в данном случае – на школу. И в итоге детский сад очень часто превращается если не в «маленькую школу», то в место, «где к ней готовят». В связи с этим основной целью непрерывного образования в рамках психологического подхода становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей. Педагогами ДОУ проводится диагностика внутренней позиции дошкольника и школьника, где основными критериями оценки являются: отношение к школе, к учебной деятельности, к учителю, к одноклассникам и к себе. Качественная обработка данных и соотнесение их с результатами диагностики готовности детей к школе позволяют педагогам выделить три группы сформированности внутренней позиции ребенка: - 1 уровень – примерно одинаковое соотношение сформированности мотивационной и интеллектуальной готовности детей к школе (30%). Для таких детей с целью повышения мотивационной готовности необходимо создание специальных игровых ситуаций, чтобы содержание игры сводилось к имитации реальной учебной деятельности. - 2 уровень — мотивационная готовность развита больше интеллектуальной (40%). В работе с такими детьми необходимо больше уделять внимания развитию памяти и переключению внимания. -3 уровень – интеллектуальные компоненты преобладают над мотивационной готовностью (30%). В ситуации «игры в школу» у таких детей не сформирована внутренняя позиция школьника: они разыгрывают приход и уход детей из школы, замечания учителя по поводу поведения учеников, переменки. В обеспечении преемственности ДОУ и школы не последняя роль принадлежит специальной работе психолога в ДОУ, в том числе связанная с диагностикой индивидуальных способностей детей. Поэтому в рамках данного подхода особое значение приобретает проведение проблемных семинаров и круглых столов для взрослых для педагогов, обеспечивающих непрерывное образование «трудного» ребенка при переходе из детского сада к школе. Содержанием таких семинаров является обсуждение вопросов о создании условий для учебной деятельности детей с задержкой речевого и моторного развития, с нарушениями поведения, темы о правилах организации общего и охранительного режима, двигательной активности ребенка как средства компенсации умственной перегрузки, а это гимнастика до занятия, динамические паузы, пальчиковая гимнастика во время урока, подвижные игры на переменах, спортивный час как вид активного отдыха. В ходе семинара слушатели разрабатывают советы родителям детей по предложенным педагогами темам, например, создание охранительного режима для детей в детском саду, школе и дома, особенности осуществления индивидуального подхода к детям, двигательная активность ребенка в течение дня. Очень важным компонентом готовности детей к школе является навык произвольности: именно благодаря этому ребенок может управлять своим поведением, вниманием, памятью. Достаточно представить себе ребенка, бегающего по классу во время урока, и учителя, который не может с ним справиться никакими методами. В такой ситуации грустно всем: и ребенку, который получил двойку, и родителям, которым обидно за то, что они получили замечание за его невоспитанность, и педагогу, у которого ученик не усвоил нужный учебный материал. Между тем, ребенок вовсе не виноват в такой ситуации, он делает это не специально, он действительно просто не может усидеть на месте, да еще и внимательно слушать учителя. Именно поэтому на занятиях в ДОУ наши педагоги уделяют большое внимание формированию навыка произвольности в процессе взаимодействия с детьми. К методам взаимодействия с детьми можно отнести целенаправленные беседы о школе, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением учителей, школьников, класса, чтение художественной литературы. В процессе работы с детьми выпускной подготовительной группы детского сада, в апреле-мае педагоги проводят цикл бесед, в которых рассказывают о школе и существующих в ней правилах поведения, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников. Специфика анализа результатов сотрудничества и преемственности состоит в том, чтобы отследить динамику достижения поставленной цели сотрудничества родителей, ДОУ и школы, т.е установить соответствие осуществленного целеполагания и прогнозируемого состояния процесса непрерывного образования дошкольников и младших школьников.
|