Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обеспечение преемственности ДОО и начальной школы.
Педагогика
Автор: Гулевская Наталья Юрьевна   
20.08.2021 13:05

Обеспечение преемственности ДОО и начальной школы.Обеспечение преемственности ДОО и начальной школы.

Гулевская Н.Ю., заведующий МБДОУ №23

г.Белгорода Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования и вступлением России в Европейское сообщество, где принята 12-летняя система обучения. Соответственно, возникает необходимость обобщения и анализа теоретического и практического опыта работы, выявление эффективных условий преемственности работы ДОУ и школы, разработка диагностических методик. Также немаловажную роль играет формирование собственного отношения к складывающейся образовательной ситуации, как у педагогических работников, так и у родителей, активность и осознанность их личностной реализации данных условий путем опережающего анализа деятельности не только детей, но и воспитывающих их взрослых. Причем, решение основных проблем преемственности ДОУ и начального школьного образования нужно рассматривать в рамках комплексного психологического, педагогического и социального подхода.

 

Дошкольным образовательным учреждениям отводится особая роль в общей системе непрерывного образования. Они являются первым звеном данной системы. Именно здесь закладываются основы личности, ее свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника. Одной из проблем в направлении работы по преемственности детского сада и школы является то, что дошкольное образование начинает ориентировать ребенка на более высокие ярусы и уровни, в данном случае – на школу. И в итоге детский сад очень часто превращается если не в «маленькую школу», то в место, «где к ней готовят». В связи с этим основной целью непрерывного образования в рамках психологического подхода становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей. Педагогами ДОУ проводится диагностика внутренней позиции дошкольника и школьника, где основными критериями оценки являются: отношение к школе, к учебной деятельности, к учителю, к одноклассникам и к себе.

Качественная обработка данных и соотнесение их с результатами диагностики готовности детей к школе позволяют педагогам выделить три группы сформированности внутренней позиции ребенка:

- 1 уровень – примерно одинаковое соотношение сформированности мотивационной и интеллектуальной готовности детей к школе (30%).

Для таких детей с целью повышения мотивационной готовности необходимо создание специальных игровых ситуаций, чтобы содержание игры сводилось к имитации реальной учебной деятельности.

- 2 уровень — мотивационная готовность развита больше интеллектуальной (40%).

В работе с такими детьми необходимо больше уделять внимания развитию памяти и переключению внимания.

-3 уровень – интеллектуальные компоненты преобладают над мотивационной готовностью (30%).

В ситуации «игры в школу» у таких детей не сформирована внутренняя позиция школьника: они разыгрывают приход и уход детей из школы, замечания учителя по поводу поведения учеников, переменки.

В обеспечении преемственности ДОУ и школы не последняя роль принадлежит специальной работе психолога в ДОУ, в том числе связанная с диагностикой индивидуальных способностей детей. Поэтому в рамках данного подхода особое значение приобретает проведение проблемных семинаров и круглых столов для взрослых для педагогов, обеспечивающих непрерывное образование «трудного» ребенка при переходе из детского сада к школе. Содержанием таких семинаров является обсуждение вопросов о создании условий для учебной деятельности детей с задержкой речевого и моторного развития, с нарушениями поведения, темы о правилах организации общего и охранительного режима, двигательной активности ребенка как средства компенсации умственной перегрузки, а это гимнастика до занятия, динамические паузы, пальчиковая гимнастика во время урока, подвижные игры на переменах, спортивный час как вид активного отдыха. В ходе семинара слушатели разрабатывают советы родителям детей по предложенным педагогами темам, например, создание охранительного режима для детей в детском саду, школе и дома, особенности осуществления индивидуального подхода к детям, двигательная активность ребенка в течение дня.

Очень важным компонентом готовности детей к школе является навык произвольности: именно благодаря этому ребенок может управлять своим поведением, вниманием, памятью. Достаточно представить себе ребенка, бегающего по классу во время урока, и учителя, который не может с ним справиться никакими методами. В такой ситуации грустно всем: и ребенку, который получил двойку, и родителям, которым обидно за то, что они получили замечание за его невоспитанность, и педагогу, у которого ученик не усвоил нужный учебный материал. Между тем, ребенок вовсе не виноват в такой ситуации, он делает это не специально, он действительно просто не может усидеть на месте, да еще и внимательно слушать учителя. Именно поэтому на занятиях в ДОУ наши педагоги уделяют большое внимание формированию навыка произвольности в процессе взаимодействия с детьми. К методам взаимодействия с детьми можно отнести целенаправленные беседы о школе, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением учителей, школьников, класса, чтение художественной литературы.

В процессе работы с детьми выпускной подготовительной группы детского сада, в апреле-мае педагоги проводят цикл бесед, в которых рассказывают о школе и существующих в ней правилах поведения, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Специфика анализа результатов сотрудничества и преемственности состоит в том, чтобы отследить динамику достижения поставленной цели сотрудничества родителей, ДОУ и школы, т.е установить соответствие осуществленного целеполагания и прогнозируемого состояния процесса непрерывного образования дошкольников и младших школьников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год