Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие родителей с педагогами в ДОУ
Педагогика
Автор: Бадалова Эльза Абдулазизовна   
18.08.2021 10:40

Взаимодействие родителей с педагогами в ДОУВзаимодействие родителей с педагогами в ДОУ

Семья и дошкольное образовательное учреждение — два важных института социализации ребенка. Конечно их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Роль семьи в обществе несравнима, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка-дошкольника, происходит овладение им социальных ролей. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека. Семья – это первый коллектив дошкольника, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Семья и дошкольное образовательное учреждение – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что родители являются первыми педагогами ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Но семья, которая является первой ступенью социализации малыша, к сожалению, не всегда способна обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.

Скачать конспект

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т.к. именно все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для дошкольника. Многие считают, что ДОУ – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы и просьбы сотрудников ДОУ. И перед педагогами встает вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательно-образовательного процесса?

Каждый раз, набирая группу малышей, я начинаю работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном детском саду». Родители должны становиться субъектами образовательного процесса. Составная часть взаимодействия – это общение педагога с родителями. «Взаимодействие – это процесс обмена идеями, чувствами, переживаниями, мыслями, это способ организации некой совместной деятельности. Моё взаимодействие с родителями происходит в условиях открытости обеих сторон, что подразумевает организацию системы взаимодействия, при которой я и родители постоянно обмениваются опытом. С каждым годом стараюсь овладевать новыми методами и средствами психологопедагогического просвещения родителей, ищу новые пути выстраивания партнерских взаимодействий с ними для решения образовательных задач, стараюсь строить доверительные отношения между мной и родителями, чтобы у родителей возникла заинтересованность к процессу воспитания, уверенность в своих силах, желание добиться успехов. Исходя из моего педагогического опыта следствием такой организации педагогического взаимодействия становилось деятельное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы воспитанников в целом. Родители и воспитатель как партнеры должны дополнять друг друга.

Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность. Моя первая задача – это установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, объединить усилия для воспитания, обучения и развития дошкольника, создать необходимую атмосферу, эмоциональную взаимoподдержку, совместное преодоление трудностей. Вторая задача – это активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребёнком. Основываясь на вышесказанном можно выделить следующие основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями: — установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; — объединить усилия для воспитания, образования и развития дошкольника; — создать благоприятную психологическую атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей; — обогащать и активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Взаимодействие воспитателя и родителей может являться профессиональной помощью семье в воспитании дошкольника, при которой педагоги и родители постоянно будут обмениваться опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воздействия на ребенка. Для меня очень важно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи родителей и воспитателей, совместные мероприятия родителей, педагогов, детей, проведение тренингов, семинаров-практикумов, круглых столов, конференций и т.д. Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся: «круглые столы», родительские собрания, групповые и подгрупповые консультации, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, педагогическое просвещение, развлечения и праздники, родительские кружки, школа молодых родителей, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов. К индивидуальным формам относят: индивидуальные педагогические беседы с родителями, консультации, поручения родителям, портфолио ребенка, посещение семьи ребенка и другое.

Традиционные формы работы помогают мне организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы. Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, способствовать пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду педагогов ДОУ, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к дошкольному образовательному учреждению. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и, что не менее важно, родители сближаются со своим малышом, начинают лучше его понимать. Таким образом, содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и методы, которые я стараюсь изучать к каждым годом. Главное — правильно и целенаправленно спланировать работу по взаимодействию с родителями воспитанников. И от нашей совместной работы зависит дальнейшее развитие детей.

И именно от качества работы воспитателя, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень развития дошкольника. Моё взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, стараюсь хорошо узнать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие. Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Для меня очень важно привлечь родителей к участию в деятельности детского сада, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детскородительских отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Моё сотрудничество с родителей позволяет мне лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательнообразовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка. Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей. Но педагогам также следует помнить, что изучение семьи дело деликатное, требующее от воспитателя проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании дошкольника. Я очень люблю свою профессию!

Так же очень люблю работать, сотрудничать, взаимодействовать с родителями с первых дней знакомства. И могу с уверенностью сказать, что у меня это хорошо получается. Родители легко и свободно идут на контакт со мной и у нас складываются крепкие, дружеские, доверительные отношения. И получается у нас с ними крепкая, дружная Семья в которой, мы, сообща растим и воспитываем наших деток!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год