Обобщение передового педагогического опыта по теме «Система работы воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями Крыма» |
Педагогика | |||
Автор: Шавкун Светлана Павловна | |||
20.08.2021 14:50 | |||
Обобщение передового педагогического опыта по теме «Система работы воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями Крыма» Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения. Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию.
Планирую и осуществляю воспитательно-образовательную деятельность по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вариативной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, разработанной в соответствии с ФГОС. Региональной программе «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» и методическим рекомендациям по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму, авторы: Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С.Н., Пичугина Т. Алексеевна., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В. парциально использую программы «Наш дом – природа» Рыжова Н.А., «Юный эколог» С.Н. Николаева. Региональная программа «Крымский веночек» предполагает создание программно-методических материалов, которые должны отразить особенности региона Крыма и удовлетворить потребности и интересы детей. Одним из направлений экологического образования дошкольников является ознакомление дошкольников с лекарственными растениями ближайшего окружения. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы моей работы: «Система работы воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями Крыма» Мною определены следующие задачи:
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
Дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп… «Огород на подоконнике» - Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе. В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за лекарственными растениями ближайшего окружения, живыми и неживыми объектами природы. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности лекарственных растений, природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Например, во время наблюдения за деревьями можно загадать загадку, или даже предложить придумать самим детям: «Много рук, а нога одна». Во время наблюдения за снегопадом, можно прочитать стихотворение: «Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится». В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке: «Свети, свети, солнышко, На наш садочек, Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Угадай лекарственное растение», «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице). Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Мною разработан экологический проект «Зеленая аптека». Обоснованием необходимости разработки проекта «Зеленая аптека» стало недостаточное экологическое самосознание детей; у ребят в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; они с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от «Я — природа» до «Я и природа». Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи. Цель проекта:
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители детей группы. Педагогические принципы реализации проекта:
Задачи проекта: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
интересы других, находить совместные конструктивные решения.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Проект проходил в 3 этапа: 1 этап. Накопление знаний о лекарственных растениях. В ходе данного этапа использовали чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и загадок о лекарственных растениях, наблюдения, дидактические игры, знакомили с лекарственными свойствами растений и правилами сбора, обработки и хранения лекарственных растений. То есть на данном этапе мы обогащали детей знаниями. С детьми провели ряд наблюдений за лекарственными растениями. 2 этап. Знакомые незнакомцы. В ходе этого этапа обогащали, систематизировали знания детей о лекарственных растениях, используя для этого занятия, дидактические игры, художественную деятельность. Например, мы проводили занятия на темы: «Золотой луг» М.Пришвина, «Кизил», «Можжевельник», «Шиповник», «Одуванчик». Использовали серию дидактических игр «Лекарственные растения» — с помощью открыток, иллюстраций дети учились находить лекарственные растения ближайшего окружения, рассказывали о их лекарственных свойствах. Игра «Определи по запаху» — детям предлагались такие травы: мелисса, шалфей, лаванда, календула, малина. Игра — соревнование «Как собрать лекарственные травы» -выигрывает та команда, которая знает больше правил. Игра — поисковая деятельность «Как вылечить друзей?». Детям предлагается ситуация с больным ребенком: болит зуб, горло, нога. Какое лекарственное растение ты бы посоветовал? 3 этап. Презентация результатов. В ходе этого этапа провели итоговое занятие и театрализованное представление «Зеленая аптека». Работа с родителями заключалась в подготовке и проведении праздника «Зеленая аптека» — пошив костюмов, подготовка атрибутов. Родители помогали в подготовке альбома и выпуске стенгазеты на тему: «Зеленая аптека», в сборе и оформлении гербария. Находили материал и совместно с педагогами использовали в знакомстве с лекарственными растениями в домашних условиях. Родители, выезжая на природу с детьми, находили в естественных условиях лекарственные растения, рассказывали о них детям, рассматривали внешний вид, условия произрастания. В группе дети делились своими впечатлениями. Были проведены консультации для родителей о пользе лекарственных растениях Крыма. Работа над проектом обогатила детей знаниями о лекарственных растениях Крыма, их особенностях и целебных свойствах, пополнила словарный запас дошкольников, сплотила детский коллектив и коллектив родителей в решении поставленной задачи, позволила собрать, систематизировать обширный дидактический материал по теме. Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по ознакомлению детей с лекарственными растениями Крыма, экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
|