Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методика Макото Шичида в работе с детьми дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Булгакова Наталья Александровна | |||
26.12.2019 18:55 | |||
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методика Макото Шичида в работе с детьми дошкольного возраста» Булгакова Н. А. Старший воспитатель МБДОУ № 8 «Алёнушка» г. Тихорецка Краснодарский край, Россия Аннотация: Представленный мастер –класс знакомит педагогов с новой методикой работы с детьми дошкольного возраста Макото Шичида, направленной на развитие психических процессов. Ключевые слова: Психическое развитие, интеллектуальные способности ребенка, воспитательно –образовательный процесс, «Сетка памяти», «Мандалы».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через поиск и внедрение наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Знакомство педагогов с методикой японского профессора Макото Шичида по развитию психических процессов и применение в работе с детьми дошкольного возраста данной методики. Задачи:
Материал: изготовленные игры по данной методике «Сетка памяти», разнообразные черно-белые и цветные мандалы, 30 предметных картинок для игры «Нелепые истории». Планируемый результат: Заинтересованность педагогов в необходимости применения методики Макото Шичида в вопитательно – образовательном процессе ДОУ. Ход: (Педагоги рассаживаются в зале на заранее подготовленные 4 подгруппы) Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада Вас видеть на сегодняшнем мастер -классе. Сегодня мы с вами будем говорить о новых подходах по организации воспитательно –образовательного процесса с детьми в ДОУ, которых требует современное общество и которые будут давать максимальный положительный результат, но вот о чем именно мы свами постараемся определить вместе. Я предлагаю вашему вниманию для просмотра две открытых образовательных деятельности по развитию психических процессов для детей старшего дошкольного возраста. Вам необходимо внимательно просмотреть их и проанализировать. Обратите внимание на педагогов их активность, применение методов и приемов в работе с детьми, проанализируйте поведение детей: сохранялся ли у них интерес к деятельности на протяжении всего образовательного процесса, какова результативность данной деятельности. (просмотр образовательной деятельности) Старший воспитатель: уважаемые коллеги! Что вы можете сказать об этих двух образовательных ситуациях? Как на ваш взгляд, удалось ли решить педагогам поставленные задачи? Какова эффективность данных видов деятельности? (Ответы педагогов) Старший воспитатель: В первой образовательной деятельности педагог предложила ребенку игру «Сетка памяти» (предметные картинки разложены в 4 ряда по 4 картинки в ряду, всего 16 штук) все картинки демонстрировались в течение 2 минут, затем переворачивались рубашкой вверх и ребенок должен был назвать картинки. Мальчик назвал 7 штук. Затем педагогом стали задаваться наводящие вопросы: Был апельсин? Где он лежал? Был кораблик, а он где лежал? Был ли трактор? И т.д. Мальчик смог назвать еще 5 картинок, но вот где они находились показать не смог. Затем педагог предложил ребенку игру «Раскрась правильно мандалы». Ребенку предлагался в течение 3 минут для рассматривания цветной (состоящий из 3 цветов) геометрический рисунок. Затем он убирался и мальчик по памяти должен был раскрасить такой же черно-белый рисунок как был на образце. После 7 минут выполнения работы, мальчик раскрасил правильно только часть, часть не правильно были выбраны цвета. В игре «Похожие картинки» ребенку предлагались для рассматривания 4 предметные картинки в течение 2 минут, затем картинки переворачивались рубашкой вверх и мальчику было необходимо найти точно такие же из другого набора картин (в том наборе были точно такие же и немного с мелкими отличиями). Ребенок не справился с заданием, он не обратил внимание на мелкие отличия и нашел картинки похожие, но не оригинальные. Игры длились от 5 до 8 минут, интерес ребенка поддерживался на протяжении всей игровой деятельности. Во второй образовательной деятельности мальчику были предложены такие же игровые задания. В игре «Сетка памяти» из 16 картинок для запоминания мальчик запомнил и назвал все 16. Правильно рассказал их расположение. В игре «Раскрась правильно мандалы» ребенку был предложен трехцветный геометрический рисунок. Который он полностью воспроизвел на черно –белой заготовке. С третьим заданием «Похожие картинки» ребенок справился с заданием, быстро нашел картинки в точности которые были ему предложены для запоминания изначально. (Педагогами делается вывод что новые инновационные формы работы с воспитанниками и внедрение их в воспитательно –образовательный процесс позволяет максимально сделать обучение и развитие эффективным и добиваться решения всех поставленных задач). Старший воспитатель: Уважаемые коллеги я вам наглядно продемонстрировала результативность работы с воспитанниками по современной методике японского профессора Макото Шичида. Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость — все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, — так утверждает японский профессор Макато Шичида. Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам. Он говорит о том, что правое и левое полушарие мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации, оно запоминает все, что когда-либо видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Левое полушарие – это аналитическое полушарие. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения. Любая информация, которая хоть раз была занесена в правое полушарие, или как его еще называют, в правый мозг, остается там навсегда. И задача левого мозга лишь извлечь ее оттуда. Но, как выяснилось, чем старше ребенок, тем меньше связей между левым и правым полушарием у него остается. В первые годы жизни количество связей в мозгу ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года жизни эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это значит, что эффект от занятий с трехлетним ребенком будет значительно выше, чем от занятия с взрослым человеком. Поэтому Макото Шичида предлагает обеспечить малыша до трех лет всем необходимым, чтобы приостановить процесс разрушения связей между левым и правым полушарием и закрепить их. Ребенку с развитым правым полушарием подвластны такие способности как:
В будущем такие дети смогут с легкостью запоминать огромные объемы информации, будут уметь извлекать из них необходимые знания, вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно в мельчайших деталях, обладать фотографической памятью и скорочтением. Эти дети смогут обладать отменной интуицией, проявлять себя в творчестве, потому что именно правое полушарие считается интуитивным и творческим. Макото Шичида утверждает, что ребенок с хорошо развитым правым полушарием не просто запоминает информацию, он способен видеть перед собой страницу из прочитанной им когда-то книги как слайд или фотокарточку, который можно просматривать вновь и вновь. Что касается творчества, то человек не умеет рисовать не только вследствие неразвитой моторики. В большей степени это зависит от способности воспроизводить в голове образы и фиксировать их, что нереально без развитого правого полушария. Тот же пример можно привести и в музыке, и в литературе, и во многих других областях. Поэтому именно развитое правое полушарие позволяет человеку превосходно переносить образ из своей головы на холст или, скажем, кусок камня. Методика Макото Шичида насчитывает более 30 игр, игровых заданий и игровых упражнений. Мы познакомимся с наиболее интересными. Первая игра «Сетка памяти». Начинать нужно с небольшого количества предметных картинок 6 -9 штук. Можно расположить картинки для запоминания в сетке и потом их так же перевернуть рубашкой вверх, а ребенок определяет что нарисовано на той или иной картинке, а можно перевернутые картинки убрать и ребенок должен разложить какая картинка в сетке где лежала. Постепенно к более старшему дошкольному возрасту увеличивается количество картинок до 25 -36 штук и уменьшается количество времени на их запоминание. Старший воспитатель: уважаемые педагоги, я вам предлагаю всем вместе поиграть во вторую игру «Нелепые истории». Перед вами 30 совершенно разных предметных картинок, вам необходимо из них составить рассказ, но чем нелепее будет рассказ, тем легче будет запомнить большее количество картинок. Составлять рассказ может как один педагог, так и последовательно по предложениям могут составлять и все педагоги. Каждый педагог может придумать свою нелепую историю. (Педагоги составляют рассказ из картинок: арбуз, полотенце, книга, утенок, машина, ракета, одуванчик, сумка, сапоги, рука, тарелка, лампочка, скамейка, мяч, коньки, огурец, птица, жираф, телефон, лук, бабочка, картина, щенок, портфель, дельфин, ложка, шапка, дом, яблоко, замок). Следующее игровое задание, которое я вам предлагаю самостоятельно изготовить это «Мандалы». Существует огромное огромное количество разнообразных мандал. Все они различаются уровнем сложности, количеством используемых цветов. (Воспитатели рассматривают некоторые, наиболее легкие). Вам, каждому педагогу, необходимо придумать свою, которая еще не встречалась. (Педагоги приступают к рисованию мандал). А теперь в течение 1 минуты покажите свои мандалы соседу для запоминания. (далее педагоги рисуют по памяти мандалы, те, которые только что запомнили от соседа, затем картинки сравниваются: удалось ли педагогам в точности изобразить то, что нарисовано было изначально). Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, какое отношение вызвали у вас данные игры? Что вы можете сказать о них? Можно ли их использовать в воспитательно –образовательном процессе с детьми? Как вы думаете с какого возраста можно начинать работу по данной методике? (педагоги высказывают свое отношение, делают выводы, что методика является уникальной и дает фантастические результаты) Старший воспитатель: В заключении я хочу сказать что через десяток-другой лет преимущество в конкурентной борьбе за свое благоустройство будет иметь не тот, кто больше знает, а тот, кто быстрее обрабатывает информацию, кто способен вычленять из огромного потока лишь нужные ему знания, кто гибок и открыт новому. Пользуемая литература:
https: //strmama. ru/stati/razvitie-rebenka/rannee-razvitie-rebenka. html (дата обращения 03. 12. 2019)
|