«Использование игры как метода развития детей с ОВЗ» |
Педагогика | |||
Автор: Быкова Светлана Валерьевна, Петушкевич Евгения Геннадьевна | |||
26.12.2019 12:55 | |||
«Использование игры как метода развития детей с ОВЗ»
МАДОУ № 49 г. Великий Новгород Сейчас появилось направление в дошкольном образовании, которое называется игровая педагогика, она рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Опора на игровые формы, приёмы – это важнейший путь включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную деятельность. Это способ, который, воздействует на эмоциональное, речевое, слуховое развитие в условиях обычной жизнедеятельности.
Игра как форма организации жизнедеятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья должна иметь свое определенное место в режимных моментах и педагогическом процессе. Воспитатель, организуя учебную деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей, формирует навыки самоорганизации. Прочитав множество литературы, хотелось бы остановиться на одной из книг которую, мы используем в образовательной деятельности и режимных моментах с детьми ОВЗ, «300 игр для развития слухового внимания ребёнка» автор Елена Молчанова. Все задания разделены на группы от простого к сложному. Суть заданий заключается в том, что ребёнок учится определять интенсивность звучания, интонацию, которые способствуют развитию слухового восприятия в целом. Дальше задания усложняются и переходят к более тонкой дифференциации фонем. Игры подойдут как для старших дошкольников, так и для малышей, каждый прочитав её, сможет найти для себя, что-то стоящее и увлекательное. В своей практике мы используем чаще всего такие игры как «Да и нет, не говорить» с помощью неё у ребёнка развиваются навыки самоконтроля и внимание. Воспитатель задаёт ребёнку любые вопросы, ты любишь гулять в парке? ты любишь лето? читаешь книги? занимаешься спортом? он отвечает на вопрос, не используя слова «да» и «нет», в случае затруднений воспитатель помогает ребёнку дать ответ на поставленный вопрос. Педагог знакомит детей с новыми словами, которые, могут заменить простой ответ, например: «возможно», «разумеется», «непременно» «ни в коем случае» «никогда», «я с этим согласен» «соглашусь». Или игра для малышей «Найди игрушки» она поможет научить малыша внимательно слушать задание. Когда ребёнок услышит название, обозначающее игрушки, он должен прыгнуть на месте. Воспитатель обращает внимание на правильность выполнения инструкции: не называть игрушку, а именно подпрыгнуть на месте, только один раз. Воспитатель постепенно может усложнить задачу. Например: подпрыгнуть если услышишь название только мягких игрушек. Ребята достигли высоких результатов, благодаря ежедневной и регулярной работе педагогов, которые использовали игры во-время образовательной деятельности и режимных моментах. В каждом разделе книги представлено множество игр, которые помогут воспитателям и другим специалистам правильно организовывать свою работу с детьми ОВЗ. Ещё мы используем кинезиологические упражнения. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знаний. При регулярных упражнениях они действительно помогают, у нас нет ни капли сомнения, на протяжении длительного времени мы занимаемся ими ежедневно, благо они несложные и не требуют временных затрат. Упражнение "Крюки" Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие — необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе). Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности. Упражнение "Зеркальное рисование" Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Упражнение "Ухо — нос" Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот». Детям упражнения очень нравятся, и они всегда просят поиграть в них снова и снова, даже пытаются придумывать новые упражнения. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир!
|