ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай — ка» |
Педагогика | |||
Автор: Попович Любовь Владимировна | |||
22.12.2019 09:30 | |||
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай — ка» Составила: Попович Л.В., воспитатель МБДОУ д/с№7 «Антошка» г. Урай, Тюменская область. Оглавление
Старший дошкольный возраст (5-7лет) -это определенный этап созревания детей, физического, личностного и интеллектуального. Интеллектуальное развитие включает в себя развитие психологических процессов.
Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах. Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память. Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям. Предварительное психологическое тестирование детей нашей группы показало слабое развитие психологических процессов у некоторых детей. Мною была разработана программа дополнительного образования: «Развивай-ка». Программа направленна на развитие психологических процессов (внимание, память, мышление, воображение), творческих способностей и как следствие интеллектуальную подготовку детей к школе. В основу данной программы легла книга: И. А. Барташникова, Л.А. Барташников. «Учись играя. Тренировка интеллекта» Издательство «Фалио». 1997г. Харьков. Основной девиз этой книги – «Учить играя!» Игра- это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка, читать, писать, считать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Все игры в этой книге представляют собой элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей. КИТ. (Креативно- интеллектуальный тренинг). КИТ разработан на базе психологических и педагогических исследований Г.Айзенка, Л.А. Венгера, Дж. Гилфорда, О.М. Дьяченко и др. КИТ также позволяет формировать у детей потребность в умственной работе, интеллектуальной и творческой активности. Программа «Развивай-ка» интегрируется в следующие образовательные области: Художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, познание. Все вышеизложенное, позволяет нам выдвинуть цель и задачи программы. Цель: Интеллектуальное развитие детей в игре и игровых упражнениях. Развитие познавательных способностей детей 6-7 лет на основе системы развивающих игр. Задачи: Развивать психические познавательные процессы: память, мышление, воображение, логическое мышление. Расширять творческие и коммуникативные способности детей. Формировать потребность в умственной работе 2. 4.Формы и методы, используемые при реализации кружка: Методы: Воображаемая ситуация, дидактическая игра. Приемы: Выполнение воспитателем различных игровых действий, загадывание загадок, введение соревновательного элемента. Методы могут быть косвенными и прямыми. Форма занятий – совместная игровая деятельность. 3. Мониторинг Мониторинг проводится по книге: И. А. Барташникова, Л.А. Барташников. «Учись играя. Тренировка интеллекта» Издательство «Фалио». 1997г. Харьков. Часть 1. Как определить уровень умственного развития ребенка? В книге подробна, описана вся методика. Даны подробные инструкции и рекомендации. 1Тест: «Запомни 10 слов». Предназначен для диагностики вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой). 2. Тест: «Переплетение линий». Диагностика устойчивости внимания (модификация теста Рея). 3. Тест «Узнавание фигур» Диагностика зрительной памяти (вариант теста Бернштейна) 4. Тест. «Степень психосоциальной зрелости». Определение степени психосоциальной зрелости (методика С.А. Банкова) 5. Тест «Сравнение признаков» Диагностика мышления (операция сравнение). (вариант методики Ульяновой). 6. Тест «Комбинаторика» Диагностика комбинаторного мышления. 7. Тест «Графический диктант» Диагностика умения действовать по инструкции (методика Эльконина). 8. Тест «Рисование человека». Диагностика некоторых интеллектуальных и сенсомоторных способностей. (первое задание теста Керна – Йирасика) Результаты мониторинга заносятся в таблицу результатов для оценки динамики развития интеллектуальных способностей. 4. Ожидаемые результаты Появиться динамика развития психических познавательных процессов: память, мышление, воображение, логическое мышление. Разовьются творческие и коммуникативные способности детей. Сформируется потребность в умственной работе 5. Список используемой литературы.
|