РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ |
Педагогика | |||
Автор: Капралова Татьяна Александровна | |||
21.12.2019 09:43 | |||
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Проблема развития представлений о величине и ее измерении у детей 6-7 лет в психолого-педагогической литературе Познание величины происходит на основе сенсорной системы, мышления и речи. Точное определение величины находится во взаимосвязи с навыками, полученными в практическом опыте пользования объектами, развитостью глазомера, включения в процесс восприятия слова, логических операций: сравнения, анализа, синтеза и другое [38; 40]. А. М. Леушина полагает, что для получения наиболее простых знаний о величине нужно установить определённые представления об объектах и явлениях, которые нас окружают [16]. Осознание величины как пространственного объекта взаимосвязано с сенсорным процессом, который направлен на рассмотрение объекта и выявление его свойств. В этой операции задействованы такие анализаторы, как зрительные, слуховые, осязательно-двигательные, при этом двигательные анализаторы носят главную составляющую в их совместной деятельности, снабжая правильное восприятие величины объектов. Благодаря анализаторным и межанализаторным взаимосвязям совершается принятие величин измерения. Формированию объективных качеств независимо от внешних обстоятельств помогают упражнения по восприятию объектов на разной дистанции и в разном положении [3; 16]. Важной сенсорной особенностью определения величины объектов считается глазомер. Согласимся с Руссо, полагавшего, что с помощью глазомера можно сравнивать величину объектов благодаря их сопоставлению, например, зданий, роста людей, деревьев и так далее. [12]. Развитие глазомера неразрывно сплетено со способностью овладения определёнными процессами сравнения величин объекта.
Оценка размера предмета необходима для верного и полноценного его описания. Для сравнения размеров предмета можно воспользоваться практическими действиями такими, как: наложение, приложение, измерение. В измерение включены два логических процесса: первый ‒ деление (предмет разделяется на части), второй ‒ замещение (каждая часть представляет собой единицу измерения или соизмеряется с ней). Следовательно, смысл измерения состоит в численном дроблении объектов и установлении величины данных объектов относительно принятой меры. С помощью измерения определяется численное отношение измеряемой величины с ранее подобранной единицей измерения, масштабом, либо образцом. По мнению А. А. Столяра, при обучении в дошкольной образовательной организации измерительная деятельность характеризуется примитивным видом, который подготавливает дошкольников к последующему усложнению и глубокому уточнению материала, т.е. ребёнок меряет объект каким-то другим предметом, являющимся условной меркой, и именно благодаря этому ребёнок овладевает действием по измерению [39]. К. А. Киричек считает, что дошкольников можно познакомить с общепринятыми мерами измерения длины метром и сантиметром, а также функциями линейки, правилами измерения с её помощью [10]. Процесс измерения станет понятным дошкольникам при овладении алгоритмом измерения, то есть определёнными умениями, которые при неоднократном повторении становятся навыком [10]. Михайлова З. А. считает, что дети не могут отличить оборудования замеров от общепризнанной единицы замера [19; 20]. К примеру, возьмём метр, дети понимают только тот метр, которым отмеряют ткань и не могут понять, что метр, это единица измерения. Таким же образом, при слове «сантиметр» дети представляют сантиметровую ленту, которая в народе так и называется. Используя свой маленький опыт, дошкольники редко понимают, что средства измерения, используемые в одних обстоятельствах, могут применяться и в иных обстоятельствах для измерения чего-либо другого. Дети порой подражают действиям старших, не понимая самой сущности измерения и её предназначения. Непосредственно сам ход измерения довольно сложен, потому что требует особых знаний, умений, навыков и применение специальных измерительных приборов. Таким образом, на основе анализ психолого-педагогических исследований, развитие представлений дошкольников о величине объектов, их ознакомление с величиной может быть организовано в следующей последовательности:
На основании анализа психолого-педагогической литературы были определены особенности развития представлений о величинах у дошкольников и выявлены требования к организации работы по формированию представлений о величинах в ДОО. Подробно они представлены в таблице 1.1 Подводя итог, можно сказать что, формирование представлений о величине у дошкольников будет происходить качественно, если обращать внимание не только на знания, которые нужно донести до воспитанников, но и учитывать их личные потребности и склонности. 2. Содержание работы по развитию представлений о величине и ее измерении у детей 6-7 лет в образовательной программе дошкольного образования Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности. Формирование представлений о величине и ее измерении считается одним из основных компонентов математического развития дошкольников. Дети под величиной понимают, прежде всего, размер предмета, а также его длину, ширину, высоту, массу, объем, площадь; а под измерением — процесс получения количественного значения какой-либо физической величины с помощью средств измерения [18]. Действия с величинами и их измерением присутствуют в жизни ребёнка практически каждый день. Например, на непосредственно образовательной деятельности (НОД) по лепке, педагог просит ребёнка взять небольшой кусочек пластилина, либо отщипнуть от значительного куска небольшой. Ребенок с помощью глазомера, то есть на глаз, устанавливает какой кусок меньше, какой больше и выполняет задание. На НОД по рисованию дети соблюдают пропорции в рисунке, изображая объекты различных величин. На НОД по математике экспериментируют с величинами, выясняя, например, почему одинаковые по форме и размеру величины могут иметь разную массу; определенный объем жидких и сыпучих веществ не меняется от формы сосудов и др. [11]. При общении дошкольники не редко сопоставляют себя с другими детьми – кто из них выше, кто старше и т.п. На основании таких действий создаются представления о величине. Ребёнок осваивает три свойства величины: сравнимость, изменчивость, относительность. Одним из способов познания величин является метод сравнения, основанный на свойстве сравнимости при сопоставлении величин. Пользуясь способом сравнения величин можно определить их отношения через такие понятия, как: «больше, чем…», «меньше, чем…», «равно». Не всегда возможно сравнить предметы способами наложения или приложения (непосредственно), поэтому иногда для сравнения нужно произвести сопоставление их образов в уме (опосредованно сравнить). Таким образом, свойство сравнимости заключается в том, что величины можно сравнивать, сопоставив их, и при этом выявить их сходство или различие в целом, либо по какому-то одному признаку. Одним из свойств величины является изменчивость. К примеру, изменение длины доски изменяет только её размер, но не изменяет её содержания и качества – доска также остаётся доской. Или воздушный шар, когда мы надуваем шар, он изменяется в величине, но не меняется по сути, воздушный шар как был шаром, так им и остался, только при надувании воздуха в нем стало больше. Относительность ‒ это третье свойство величины, состоящее в том, что один объект является маленьким по отношению к одним, но в то же время большим по отношению к другим. Например, возьмём три ленты разной длины: длинная, средняя и короткая. Средняя лента по отношению к длинной будет короткой, но по отношению к короткой будет длинной. Как было сказано выше, сравнимость, изменчивость, относительность, являются свойствами величин, которые осваивают дети в окружающей их действительности, в специально подготовленной предметно-развивающей среде [10] и используют с целью определения величины объекта. Увидев предмет, дети сразу делают акцент на его общем представлении, его размере: большой или маленький. С взрослением детей нужно научить их выделять и линейные параметры: длину, ширину и высоту. По ведущему параметру характеризовать величину предмета, применяя точные определения: высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий и так далее. Чаще всего дети характеризуют объекты по длине, потому что длина является самым выраженным параметром величины объекта по сравнению с другими. Вызывает затруднение показ ширины предмета, так как нет достаточно чёткого разделения измерений понятных для использования детьми. Согласно примерной основной образовательной программе дошкольного образования обозначены следующие программные задачи:
В дошкольном возрасте дети знакомятся с основными величинами, представленными в рисунке 1.1 (см. Рисунок 1.1). Согласно программе дошкольного образования понятие «длина» предмета изучается с помощью сравнения (на глаз, относительно тела), наложения или приложения. Длина это характеристика линейных размеров предметов. Применительно к понятию «масса» предмета важно, чтобы дети научились отличать массу и вес предмета. Данное понятие дети усваивают путем взвешивания или прикидки на руке. Объем, площадь, скорость – это величины, усвоение которых происходит в курсе начальной школы. Тем не менее, в детском саду также ведется работа по ознакомлению с ними. Детям показываются промежуточные меры и принципы измерения данных величин. Под измерением понимается количественная оценка величины [3; 9].
|