Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Педагогика
Автор: Н. В. Мазенова, Т. В. Собченко   
17.12.2019 20:12

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

  • Н. В. Мазенова, воспитатель
  • Т. В. Собченко, инструктор по физической культуре

МБДОУ Д/С №178 г. Иркутска

Традиционно взаимодействие с родителями в системе дошкольного образования являлось важной составляющей воспитательно-образовательного процесса.

В современных условиях содержание, цель и задачи взаимодействия активно пересматриваются. В частности, одной из приоритетных задач дошкольного образования, которая отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Решение этой задачи повышает значимость работы по педагогическому просвещению родителей, которая осуществляется педагогами дошкольных организаций с использованием различных форм работы.

Существующие подходы к классификации форм взаимодействия с родителями, позволяют разделять их на разные группы. По мнению О.Л. Зверевой, одной из распространенных является классификация, в которой формы работы с родителями разделяются на традиционные и нетрадиционные [3]. К традиционным формам Т.С. Веретенникова, обычно относят коллективные (собрания, конференции, круглые столы и т.к.), индивидуальные (беседы с родителями, тематические консультации), наглядно-информационные (папки-передвижки, выставки детских работ, стендовые консультации, фотографии и т.д.) [1].

Как указывают Т.С. Лобанюк, Н.М. Сертакова, нетрадиционные формы включают в себя информационно-аналитические формы (проведение диагностических опросов, анкетирования, метод «почтового ящика»), досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные формы (семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме и т.д.) [4, 5].

В практике взаимодействия с родителями чаще всего педагоги продолжают использовать традиционные формы работы, большую роль, среди которых имеют наглядно-информационные формы.

Т.Н. Доронова считает, что ключевое назначение наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями состоит в решении задач ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольной организации, а также повышение педагогической компетентности родителей [2].

Наглядно-информационные формы условно разделяют на информационно-ознакомительные формы, которые призваны познакомить родителей с самим учреждением, его коллективом, режимом дня и т.д. и информационно-просветительские формы, которые ориентированы на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, именно от качества реализации информационно-просветительских форм работы во многом зависит решение основных задач взаимодействия с родителями в дошкольной организации. В условиях, когда ежедневно и родители, и педагоги имеют дело с большим количеством информации, очень сложно представлять информацию таким образом, чтобы она привлекала внимание, чтобы родители могли воспользоваться данной информацией в целях повышения своей педагогической компетентности.

В этом плане проблема использования наглядно-информационных форм взаимодействия может быть рассмотрена в нескольких аспектах. Первый аспект состоит в подходе к самому оформлению материалов, которые размещаются для родителей в Родительском уголке. К числу важнейших принципов оформления содержания родительского уголка относят доступность, краткость, актуальность, эстетичность, соотношение текста и иллюстраций, грамотность, динамичность, частота сменяемости информации.

Практика показывает, что только реализация этих принципов не является фактором, обеспечивающим эффективность наглядно-информационных форм взаимодействия. Поэтому второй аспект проблемы, который важно рассмотреть — это приобщение родителей к получению информации, размещенной в приемной группы, на стенде, на папках-передвижках и т.д.

Под приобщением родителей мы понимаем процесс взаимодействия с родителями, в ходе которого педагог использует определенные приемы для привлечения внимания родителей к той или иной информации, приемы создания условий для использования данной информации в работе с детьми, а также повышение интереса родителей к данной информации.

Раскрывая особенность процесса приобщения родителей к материалам информационно-просветительского содержания, которые размещаются для них в приемной группы, мы можем отметить следующее.

Привлечение внимания родителей к информации, размещенной для них, может осуществляться посредством разных приемов. К ним относятся: яркое и необычное оформление информации в непривычной форме, обращение педагога к родителю с целью познакомиться с конкретной информацией, с обоснованием, чем эта информация может быть полезна конкретному родителю в воспитании его ребенка, установление связи между размещенной информацией и текущими событиями жизнедеятельности детей. Например, информация, размещенная на стенде, поможет подготовить ребенка к участию в каком-то текущем мероприятии.

Среди этих приемов также отдельно хотелось бы обратить внимание на обращение педагога к родителю с целью привлечения его внимания к конкретной информации. Очень часто родители не заинтересовываются какой-то информацией, потому что для себя они не видят связи, значимости данной информации в воспитании своего ребенка. Педагог, подмечая особенности поведения ребенка, используя результаты педагогической диагностики, выявляет те или иные затруднения, которые возникают у ребенка в разных направлениях образовательной деятельности и в поведении.

Обращая внимание, педагог тем самым подсказывает родителю определенный путь возможного решения какой-то проблемы, касающейся ребенка, особенно если содержание материала ориентировано на решение данной проблемы.

Следующая группа приемов — это приемы, связанные с повышением интереса к информации. Повышение интереса напрямую связано с осознанием родителями значимости данной информации. Для этого важно изучать и анализировать трудности, которые имеются у родителей в воспитании и обучении детей, обязательно учитывать результаты анализа, запросов родителей при определении содержания различной информации, размещаемой для них. Часто в дошкольном учреждении используемые наглядно-информационные формы просто размещаются педагогами в приемные группы без каких-либо комментариев, без дополнительного взаимодействия с родителями. Это в значительной степени снижает интерес родителей к данным формам. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что недостаточно просто разместить какие-либо материалы в приемной группы для родителей. Важно заинтересовать родителей этими материалами, учесть их индивидуальные особенности, особенности их ребенка, особенности их семейного воспитания, связать данную информацию с актуальной образовательной ситуацией, в которой она может быть использована.

Немаловажно предлагать для родителей информацию в виде раздаточного материала. Небольшие памятки, стихотворения, распечатанные в количестве детей в группе и другие материалы, которые родители могут взять с собой, также повышает интерес и практическую значимость данного материала, поскольку, иногда, ознакомившись с материалом в приемной группы, родители забывают его и не могут его использовать в дальнейшем.

Интересным приемом является установление связи между творческими работами детей и разными приемами оформления информации в рамках использования наглядно-информационных форм взаимодействия. Например, забирая поделки детей, родители могут получать вместе с поделками небольшие памятки или записочки, которые будут направлены на решение различных задач повышения уровня педагогической компетентности родителей.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что наглядно-информационные формы, несмотря на постоянное использование в дошкольных образовательных организациях, часто используются неэффективно. Не реализуются многие потенциальные возможности данных форм. В рамках статьи мы предприняли попытку обозначить те пути и приемы, которые способны повысить эффективность наглядно-информационных форм во взаимодействии с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Веретенникова Т.С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 833–835.
  2. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое пособие. – М.: «Линка-пресс», 2011. – 100 с.
  3. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: монография. – Москва: НИИ школьных технологий. 2011. – 81 с.
  4. Лобанюк Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: «Белый Ветер», 2011. – 543 с.
  5. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 78 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год