Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» |
Педагогика | |||
Автор: Кожевникова Татьяна Ивановна | |||
16.12.2019 10:34 | |||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» — художественной направленности, ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и мышления, развитие приемов и способов создания различных поделок из бумаги. Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОУ. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, развивается пространственное воображение, глазомер, внимание, память, фантазия и творческое мышление. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Программа «Умелые ручки» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Отличительная особенность программы «Умелые ручки» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку для эмоционального и художественно – эстетического развития детей. Программа построена по тематическому принципу. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: Системный подход (Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Личностный подход (Ш. А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). Полисубъектный (диалогический) подход (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение ( «скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Культурологический подход (Б. М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Компетентностный подход (О. Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. Адресат программы – дети в возрасте 5-6 лет. Возрастные особенности: Старший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Дети в этом возрасте с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: аппликация обрывная, накладная, модульная, объёмная. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год обучения (ноябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 28 часов. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая и индивидуальная работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с ноября по май включительно; продолжительность 25 минут. 1. 2. Цель и задачи программы Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие старших дошкольников, развитие их творческих способностей, расширение кругозора. Задачи:
|