РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Педагогика | |||
Автор: Борисова Ольга Вячеславовна | |||
28.11.2019 13:17 | |||
РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Борисова О.В. Одним из результатов дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является развитие воображения ребенка, которое «реализуется в различных видах деятельности» [5]. Песок является доступным и распространенным материалом, с помощью которого могут быть организованы различные режимные моменты. Хотя искусство песочного рисования очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору [4, с 3].
Возможности использования песка в качестве терапии изначально рассматривали в психотерапии (например, Карл Густав Юнг). В 1939 году английский педиатр Маргарет Ловенфельд описала игру с песком как консультативный метод. Ее методика – техника построения мира – была основана на использовании в обучении воды и песка, делая акцент на тактильных ощущениях ребенка [1, с. 3]. В 1970е годы последователем Юнга Дорой Каллф была сформулирована концепция sand-play (песочная терапия). В данном случае песок выступает «красками», но не цветными, а основанными на соотношении света-тени. Кроме того, широко используются различные игрушки, фигуры животных, прочие материалы, что отличает технику от современного рисования на световых столах (техника Sand-Art). Психоаналитики считали, что песочная терапия способствует пониманию внутреннего состояния пациентов. До сих пор песочная терапия используется в психоанализе и гештальт-терапии, является одним из направлений арт-терапии. В педагогике может использоваться данный опыт, в частности, педагог, наблюдая за работой ребенка, может сделать вывод о его эмоциональном состоянии. О рисовании песком как искусстве стали говорить в 70е годы XX века, когда появился песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк» канадского режиссера-мультипликатора Кэролина Лифа. Поддерживая идею мультипликатора, предполагаются попытки создания динамической песочной картины (без монтажа и склейки, единым процессом) [2, с. 30]. В России песочная терапия использовалась, в первую очередь, как один из приемов коррекционно-развивающих занятий. Однако последнее время становится распространен и в качестве вида деятельности дошкольников. Среди непосредственных преимуществ песка как материала – доступность, легкость в использовании, эффективность развития мелкой моторики, разнообразие игр, форм и методов использования. Рисование на песке требует особой концентрации ребенка. Каждое движение изменяет рисунок до неузнаваемости, кроме того, в отличие от традиционных техник рисования, картина песком недолговечна и не может быть зафиксирована в натуральном виде. Немало важно то, что в рисовании участвуют обе руки, что означает гармоничное развитие мелкой моторики и обоих полушарий мозга. Данный метод не имеет возрастных ограничений, может быть реализован в младших группах дошкольного учреждения. Для детей до 5 лет занятия проводятся в пределах 10 минут, в старшей и подготовительной группах – в пределах 20 минут. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Рисование песком предполагает как индивидуальную, так и групповую работу, в контексте которой происходит коммуникативное развитие. Метод также может быть реализован для детей и родителей. Основными средствами метода выступают световой стол и песок. Стол может быть изготовлен самостоятельно, любой формы и размера. Главное требование – безопасность. Песок, чаще всего, используется кварцевый. Допускается и широко применяется использование цветного песка. В данном случае развивается художественно-эстетическое восприятие цвета, сочетание оттенков. Важным является и определение температуры песка. Как правило, теплый (нагретый) песок стимулирует тактильное восприятие ребенка, делает его более раскованным, решительным. Такой песок отлично подойдет для замкнутых, малообщительных детей. Холодный песок эффективно стимулирует сосредоточенную работу, размеренную, что необходимо гиперактивным легко возбудимым детям. Занятия проводится в затемненной комнате, может использоваться музыкальное сопровождение, поддерживающее настроение заданной темы. Можно выделить три этапа в проведении занятия подобного типа [3, с.4-6]:
Преимуществом работы с песком является доступность для всех воспитанников, как условной нормы, так и имеющих ограниченные возможности здоровья. В ходе занятий могут быть реализованы следующие задачи:
- повышается тактильная чувствительность, самопознание. Может быть организовано в качестве самостоятельного занятия, либо как часть комплексного. Несмотря на внешнюю простоту, данная технология вариативна, а каждый рисунок уникален и неповторим. Существует две основные техники рисования песком на световых столах:
Варьируются способы раздвигания песчинок – отдельным пальцем, несколькими пальцами одновременно, ребром, внутренней частью или тыльной стороной ладони. Для изображения небольших предметов может использоваться прием точечного движения подушечкой пальцев. В зависимости от ширины предполагаемой светлой линии, воображении ребенка и/или возможностей его моторики. Также можно использовать вспомогательные средства – кисти, палочки, карандаши, небольшие камни и т.п. Однако именно рисунок рукой оказывает эффективное влияние на развитие мелкой моторики ребенка, а также выполняет терапевтическую функцию.
Выделяют разные приемы распределение песка на световом столе: «Щепотка» — прием распыления небольшого количества песка, зажатого между пальцами. Напоминает движение руки, когда солят еду. Прием позволяет рисовать небольшие элементы; «Лодочка» — песок находится в ладони, выгнутой в форме лодки, постепенно стряхивается на поверхность стола, способствует созданию фона или крупных элементов композиции; «Кулачок» — песок зажат в ладони и высыпается тонкой струйкой из разжатого кулака. Получившиеся тонкие линии могут быть прямыми или волнистыми, с помощью данного приема можно создать спиралевидные объекты, а также элементы, имеющие четкий контур; «Сквозь пальцы» — песок помещается в ладонь (или ладони), имитируется движение просеивания через сито сквозь раскрытые пальцы рук. «Параллельные» — синхронная работа обеих рук, чаще всего для создания симметричного изображения; Чаще всего техники совмещаются. Один из самых распространенных алгоритмов: на световой стол помещается песок (техника темного по светлому), вырисовывается основные элементы, а на втором этапе они дополняются, получают четкую форму, детально прорабатываются (элементы техники темного по светлому). Рисование песком имеет ряд противопоказаний, в частности, не рекомендуется данный вид занятий с детьми, имеющими аллергию на пыль, астму или нарушение целостности кожных покровов на руках. До занятия и после дети должны тщательно вымыть руки. В течение занятия педагог следит за соблюдение техники безопасности работы с оборудованием и материалами. Тем не менее, данный метод зарекомендовал себя как эффективный способ преодоления эмоциональных зажимов у ребенка, формирование гармоничного взаимоотношения с окружающими, дальнейшего физического и творческого развития дошкольника. В частности, рисование руками способствует дальнейшему развитию мелкой моторики и позволяет подготовить кисть ребенка к многочисленным операциям, требующим концентрации и точных движений. Рисование песком на световых столах сравнительно молодой метод, однако, уже зарекомендовал себя как эффективное средство решение задач дошкольного образования. В частности, занятия такого типа способствуют дальнейшему развитию мелкой моторики рук в игровой форме. Каждое занятие уникально и разнообразно, оставляет простор для творческой деятельности и воспитателя, и ребенка, и родителей. Список использованной литературы
|