СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Бурдукова Елена Алексеевна | |||
29.11.2019 14:17 | |||
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка с ОВЗ, имеющими нарушения речи.
Ведущая роль отводится учителю — логопеду, так как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, и правильно определяет принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков.
Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя: В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности речевого развития. Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков. Для успешной работы с воспитателями использую тетради взаимодействия специалистов, где даются рекомендации по:
Совместная работа логопеда и психолога: Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка с ОВЗ. С этой целью используются следующие приемы:
Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью сказки в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. Арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в речевом, интеллектуальном и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи используется музыкальное сопровождение. Приёмы телесно-ориентированной психотерапии В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Психокоррекционные игры. Основные цели игр, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:
Психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики. На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя по физической культуре. Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды движений. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план работы по постановке правильного дыхания (отработка нижнего диафрагмального дыхания), развитие общей моторики (координация движений) и мелкой (пальцы рук) и обогащение лексического запаса. Данная система взаимодействия позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также помогает ребенку легко адаптироваться, успешно развиваться и обучаться. Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. И это зависит и от нас, ведь работа педагога – это творчество и искусство.
|