Один из способ организации познавательной и учебной деятельности с дошкольниками – Лепбук. |
Педагогика | |||
Автор: Опейкина Ольга Владимировна, Зыкина Любовь Александровна | |||
02.11.2019 17:48 | |||
Один из способ организации познавательной и учебной деятельности с дошкольниками – Лепбук. Дошкольное детство важный период жизни любого человека. В этот период, особенно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Впервые, дети ощущают себя старше других детей в детском саду. Воспитатель помогает понять это новое положение, в том числе с помощью организации пространства для жизнедеятельности детей. Используя научную терминологию: совокупность условий целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей – это и есть образовательная среда. Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.д, материалами, оборудованием, инвентарем для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями развития каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития называется развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок мог заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по зонам позволяет объединяться детей по подгруппам, по общим интересам (ручной труд, экспериментирование, конструирование, игровая деятельность…). Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, материалы, побуждающие детей к овладению учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Учитывая всё выше перечисленное, мы с коллегой долго думали как емко, но всеобъемлюще совместить в одном из видов оборудования материалы необходимые для развития, обучения и игры наших дошкольников старшего возраста. Я хочу представить ЛЭПБУК. Это оборудование для игры, творчества, познания и исследования нового, повторения и закрепления изученного, систематизации знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога, ребенка и родителей. Он не традиционен в обычном понимании. Если исходить из самого понятия то, если переводить дословно лэпбук — это книжка на коленях (лепбук, lap – колени, book – книга). Можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов... По сути, сводится к тому, что это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Лэпбук — это мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного, познавательного, развивающего материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате нашей работы получился отлично проработанный продукт. Он содержит информацию независимо от назначения (только учебный или игровой, или праздничный…):
Лэпбук состоит из разделов — кармашков, закрепленных стационарно, в нашем случае это задняя стенка шкафа. Каждый раздел-кармашек содержит необходимую информацию для каждой недели по тематическому планированию. Это и
Мы постарались учесть все необходимые требования к РППС – это насыщенность и доступность, и трансформируемость в своём роде, вариативность и полифункциональность, и конечно, безопасность. Всё можно менять в соответствии с меняющимися интересами воспитанников, в зависимости от образовательной ситуации. Размещать информацию, которую приносят сами дети, изготовленную самостоятельно или вместе с родителями. Лэпбук находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса. У воспитанника есть время спокойно обдумать и выбрать то, чем он хочет заниматься. А понедельная смена информация спасает от перенасыщения, стимулируя развитие самостоятельности, любознательности, познавательного интереса, творчество и фантазию.
|