ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Сидорова Наталья Витальевна | |||
02.11.2019 09:06 | |||
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор: Сидорова Наталья Витальевна, МДОУ № 26 г. Черемхово, воспитатель (первая квалификационная категория). Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А. Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей. Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития, чем на другой. Но и это относительно. А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. Дошкольный возраст также является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Семья для ребенка-дошкольника — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Мы решили провести диагностическое исследование в полных и неполных семьях, и выявить особенности отношений между родителями и детьми. Наше диагностическое исследование проводилось МДОУ № 26 г.Черемхово, в группе детей старшего дошкольного возраста, количество исследуемых 20 детей и 20 родителей из полных и неполных семей: 10 из полной семьи (контрольная группа) и 10 из неполной семьи (экспериментальная группа). Были применены следующие методики: «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров); Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В.В. Столин; Беседа для родителей «Мой ребенок». (Модифицированный вариант О.И.. Бочкаревой). Изучение отношения родителей к детям из неполных семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их. По результатам исследования детско-родительских отношений в неполных семьях можно говорить о том, что родители относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в то же время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к нему (ведь именно это ребенку так необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верят в высокие возможности своего ребенка. Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними по возможности больше времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы. Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них. Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными. Были выявлены и другие особенности детско – родительских отношений в неполных семьях. У детей из неполных семей меньшая откровенность с родителем, чем у детей из полных семей. Это указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми (чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания). Таким образом, можно сделать вывод, что детско-родительские отношения в неполных семьях имеют особенности, которые проявляются в том, что мальчики не видят примера мужского поведения в семье, у детей из неполных семей меньшая откровенность с родителем, чем у полных семей, это указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми (чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания). Эти выводы носят промежуточный характер, исследование будет продолжено.
|