ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Храмова Ирина Вячеславовна | |||
15.10.2019 10:49 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Храмова Ирина Вячеславовна воспитатель МБДОУ №11 Выксунский район Нижегородская область Совместный проект «Эффективная губерния» правительства Нижегородской области и ГК «Росатом», инициированный главой региона Глебом Никитиным с начала 2018г, показывает первые практические результаты в сфере образования. Бережливые технологии теперь применяются не только в государственных учреждениях образования и в частных школах, но и в детских дошкольных учреждениях [1]. В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Можем ли мы, педагоги, сделать что-то для сохранения природных ресурсов своего края? С уверенностью говорим: «Да!» Перед педагогом дошкольного учреждения встает вопрос: «Как помочь ребенку с дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам Земли, к тому, что создает человек и природа?».
Исходя из актуальности данной темы и недостаточной разработанностью обучения детей дошкольного возраста процессу экономии и бережливости в условиях детского сада, возникла необходимость разработки системы работы в области энергосбережения со старшими дошкольниками. Я попробовала выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи помогла проектная деятельность. Мной был разработан проект «Уроки бережливости». Основной целью нашего проекта стало воспитание культуры потребления и энергосбережения у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Участниками проекта были не только дети старшего дошкольного возраста, но и их родители. Предметом исследования стали способы энергосбережения. Для достижения цели проекта мной были поставлены следующие задачи:
Проект состоял из трех этапов, каждый из которых решал определенные задачи. На первом (подготовительном) этапе основной задачей стала заинтересовать детей тематикой проекта через получение информации об основных энергетических источниках и правила пользования ими. Очень важно было приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам. Были проведены познавательные беседы: «Природное топливо», Можно ли сократить потребление энергии», «Вода в жизни человека», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей», «Что такое водопровод?», «Что значит экономить?»; практикум: «Меры предосторожности. Имея дело с электричеством». В ходе реализации второго (основного) этапа проводилась опытно – экспериментальная деятельность: «Солнечная лаборатория», «Где живет электричество дома?», «Почему лампочка светит»; организовывались экскурсий; проводились наблюдения: «Как мы используем электроэнергию в детском саду», «В какое время суток включается свет?», «Какое электрооборудование используется в детском саду?», «Рационально ли расходуется вода в группах детского сада?». Основной задачей данного этапа: расширить круг информативности и образованности дошкольников по вопросам экономии и бережливости энергоресурсов; привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии. На третьем этапе были подведены итоги проекта через презентации авторских сказок по энергосбережению «Краденое электричество», «Уроки Мальвины по бережливости», «Сестрица Водица и братец Водопроводный кран», «Сказка о Федоре и электроприборах», «Незнайка в городе облаков»; трансляцию правил энергосбережения среди сотрудников ДОУ, практическое применение усвоенных правил по экономии и бережливости в быту. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту мы использовали разнообразные активные формы, в первую очередь построенные на игре. Дети играли, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В игровой форме дети знакомились с такими сложными понятиями, как «энергия», «электрический ток», «свет», «лучи», «тепло», «экономия», «бережливость». В этом очень помогло использование пособия «Цифровая лаборатория Наураша». Дети выступали как исследователи, экспериментаторы, конструкторы, создатели проектов. Кроме этого, наиболее эффективной формой работы с детьми можно считать: разработки мультимедийных презентаций «Мы – потребители», «Волшебница вода». Также нами были разработаны перфокарты: «Источники тепла», «Источники света», «Теплый – холодный», «Где живет вода?», «Берегите свет», «Бережем тепло», «Экономим воду», «Как сберечь газ». В ходе реализации проекта мной были изготовлены авторские дидактические игры: «Экономим вместе», «Экономная капелька», «Наведем порядок», «Что к чему?», «Энерголото», игра – ходилка «Путь воды». Они помогли сделать интересным и познавательным, доступным экономическое воспитание для дошкольников. Ребята выполняли игровые действия согласно установленным правилам игры. В играх экономического содержания активизируется мыслительная и познавательная деятельность детей, совершенствуются их коммуникативные качества. Ребята, играя, приобретали навыки разумного потребления природных богатств, экономии электроэнергии, воды, тепла; формировали свои деловые качества. В ходе проекта детям очень нравилось работать с проблемными ситуациями такими, как «Где живет электричество дома?», «Что будет, если исчезнет электричество», «Как сберечь энергию». Таким образом, система работы в данной области позволила добиться устойчивых знаний и простейших навыков у детей. Конечно, данный проект не решает всех проблем по воспитанию у детей бережливости, поэтому работу будем продолжать. Литература: 1. www.niro. nnov. ru
|