Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Педагогика
Автор: Хакимьянова Валентина Леонидовна   
16.10.2019 08:47

Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возрастаРодительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Хакимьянова В.Л.

Сегодня взаимодействие детского сада и семьи играет огромное значение для социализации ребенка в окружающем его мире. При рождении малыша изначально обязанности по его развитию и воспитанию выполняют мама и папа. Не зря в ст. 18 Закона "Об образовании в РФ" акцентируется внимание на первостепенную роль родителей во всестороннем развитии детей с самого раннего возраста. Они являются первыми педагогами, закладывая физические, нравственные и интеллектуальные основы формирования личности своего ребенка. Когда малыш подрастает, в его жизни происходят перемены. Он приходит в детский сад. И тогда в процесс воспитания включаются работники дошкольного учреждения, сотрудничая с семьей, помогая, поддерживая родителей (законных представителей) в самых важных для них вопросах.

 

Скачать конспект

Однако, большинство семей озабочено проблемами выживания, усилилась тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Многие дети, поступая в дошкольное учреждение, не обладают необходимыми навыками, согласно их возрасту. Это касается и культурно-гигиенических навыков, как неотъемлемой части культуры поведения. В тоже время опрятность в одежде, чистые лицо, руки, тело, аккуратная прическа — это не только требования гигиены, но и норма человеческих отношений.

Многолетний опыт работы с детьми первой младшей группы показывает, что у молодых родителей просто не получается сформировать у детей первые гигиенические навыки. У ребят могут отсутствовать носовые платки, они не любят мыть руки, а вытирают пальцы об одежду, не привыкли есть самостоятельно и т.д.

Проведенный анализ анкетирования родителей в начале 2018-2019 учебного года при поступлении детей в детский сад показал, что в основном, в семьях акцентировали внимание на чистке зубов, мытье рук с мылом, но не знали, что делать, когда ребенок отказывался умываться. Многие забывали класть салфетки во время еды, чтобы ребенок выработал навык вытирания рта не рукавом, а предметом гигиены. Родители также видели затруднения в одевании детей.

В связи с этим была обозначена проблема — как помочь родителям сформировать культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста?

Исходя из выше изложенного, цель педагогической деятельности была определена как формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков через взаимодействие педагога с семьями воспитанников.

На первом этапе для решения проблемы были проанализированы нормативные документы, психолого-педагогическая и методическая литература.

Установлено, что во ФГОС ДО большое внимание уделяется работе воспитателя с родителями. В Стандарте рекомендуется не просто формировать какие-либо навыки и умения у дошкольников, а видеть друг в друге полноправных партнеров в решении общих проблем.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ранний возраст является наиболее благоприятным периодом, в котором закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Об этом указано в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.А. Козловой, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, К.Д. Ушинского.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные Л.С. Выготский, Л.И. Каплан, Г. Н. Сперанский, Л.М. Шипицина и другие. Они занимались не только диагностикой и лечением детских заболеваний, но в их трудах есть материалы по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. Их исследования оказались теоретической основой воспитания культурно — гигиенических навыков в дошкольном образовании.

Методической основой формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков стали методические пособия и статьи М.Д. Маханевой, В.В. Лобкаревой, С.В. Рещиковой, С.Н. Теплюка, Э.Ж. Эдаевой и др.

Особый интерес к вопросу партнерства воспитателей и родителей проявляется в работах Н.М. Бариновой, О.И. Витвер, А.Л. Гуза, Е.С. Евдокимовой, Э.Я. Степаненковой, которые рассматривают дошкольное учреждение и семью не как два самостоятельных института социализации детей, а занимаются проблемой организации их взаимодействия. Методисты и педагоги-практики предлагают разнообразные формы и методы сотрудничества (Ю. В. Кириллова, Н.С. Кочеткова, Н.М. Сертакова,).

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является на сегодня актуальной темой.

На втором этапе педагогической деятельности пришло видение решения проблемы — создание родительского клуба. Приобретение навыков — процесс непрерывный. Он должен сопровождаться положительными эмоциями, побуждающими к повторению. Согласно педагогической идее, обоюдная согласованность в действиях воспитателя и родителей может способствовать формированию у детей 2-3 лет навыков еды, ухода за своим телом, навыков пользования одеждой и ухода за ней.

Основополагающим моментом во взаимодействии с семьями стал индивидуальный подход, который выражался в учете социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей. Его реализация обеспечивалась рядом принципов: непрерывности, открытости, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения, постоянства обратной связи.

При первой встрече с родителями были определены название клуба — "Наши малыши и малышки", план совместной деятельности (см. Табл. 1).

  • План работы родительского клуба

    № п/п

    Время проведения

    Заседание клуба

    Цель

    Содержание

     

    Сентябрь

    Гостиная

    «Давайте жить дружно!»

    Побуждение к общению внутри группы детей и взрослых

    - Приветственное слово воспитателя.

    - Игровая ситуация «Что важнее всех на свете».

    - Совместные игры с детьми.

     

    Октябрь

    Практикум «Личная гигиена ребенка»

    Формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

    - Приветствие воспитателя

    - Беседа: "Что такое личная гигиена ребенка?"

    - Заучивание потешек про умывание.

    - Практическая игра "Давай вместе умоемся".

     

    Ноябрь

    Вечер семейного отдыха

    «Попьем с мамой вместе чаю»

    Побуждение воспитанников в оказании помощи мамам дома, формирование самостоятельных навыков приема пищи

    - Приход сказочного персонажа

    - Просмотр видеофрагмента "Мы умеем кушать самостоятельно"

    - Игровые задания для детей.

    - Проблемные ситуации для родителей с участием детей.

    - Совместное чаепитие.

     

    Декабрь

    Круглый стол "Баюшки-баю"

    Воспитание интереса у детей к устному народному творчеству, формирование навыков раздевания, подготовки ко сну.

    - Приветственное слово воспитателя

    - Обмен опытом родителей по вопросу укладывания детей спать.

    - Прослушивание колыбельных.

    - Рекомендации воспитателя

     

    Январь

    Практикум «Как на улицу идем»

    Формирование навыков одевания на улицу у детей раннего возраста

    - Приход сказочного персонажа.

    - Чтение потешек и стихов.

    - Рекомендации воспитателя.

    - Совместная прогулка

     

    Февраль

    Практикум «Растим малыша здоровым»

    Пропаганда здорового образа жизни

    - Встреча с физкультработником.

    - Демонстрация физических упражнений для укрепления здоровья детей и совместное их выполнение с родителями.

    - Просмотр видеоролика.

     

    Март

    Вечер семейного отдыха "Семейное чаепитие"

    Продолжение формирования культуры поведения у детей во время приема пищи

    - Приветствие воспитателя

    - Совместные игровые задания для детей и родителей

    - Разучивание потешек и стихов о приеме пищи

    - Совместное чаепитие.

     

    Апрель

    Семейное развлечение: «Сказка в гости к нам пришла»

    Формирование познавательного интереса к устному народному творчеству в семье. Продолжение формирования у воспитанников культурно-гигиенических навыков через игры-драматизации

    - Приход сказочного персонажа

    - Знакомство с театрализованными играми (пальчиковый театр, настольный театр)

    - Разыгрывание сценок.

     

    Май

    Круглый стол «Как провести лето»

    Приобщить родителей к совместному отдыху с детьми, напомнить о безопасном поведении во время летнего отдыха

    - Приветствие воспитателя

    - Обмен опытом между родителями о совместном отдыхе с детьми.

    - Рекомендации воспитателя

Одним из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей в педагогической деятельности является наличие картотеки дидактических игр и детского фольклора. Большинство детей имеют мотивированность к действиям через поговорки или прибаутки, потешки. Данная картотека была подобрана не только для различных режимных моментов, но ее содержание разучивалось вместе с родителями и применялось на практике. Необходимо отметить, что дети к концу третьего года жизни в своей самостоятельной деятельности часто повторяли потешки и прибаутки, играя друг с другом и куклами.

Таким образом, родительский клуб "Наши малыши и малышки" представлял собой добровольное объединение воспитателя, родителей (законных представителей) и их детей, совместно участвующих в разнообразных мероприятиях, направленных на эффективное воспитание культурно-гигиенических навыков в условиях дошкольного учреждения и семьи. В содержании работы клуба навыки культуры поведения прослеживались на протяжении всего периода. Все запланированные мероприятия проходили в досуговой форме: это и совместные чаепития, мамы с папами учились играть с детьми в куклы, вместе учились правильно намыливать руки, использовать предметы личной гигиены. По признанию родителей, это было лучшее времяпрепровождения, чтобы побыть и поиграть с ребенком. Также для семей всегда давались задания. В домашних условиях они вместе с ребятами читали книжки, просматривали картинки, учились чистить зубы, причесываться. Все это родители фиксировали. А затем, устраивались выставки фотографий.

Исходя из поставленной цели, согласно программным требованиям были определены критерии ожидаемых результатов. Так, при формировании навыка еды дети в результате должны были аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой; навык ухода за своим телом предполагал умение детей умываться, причесываться, пользоваться носовым платком; навык соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней к концу третьего года жизни позволял быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, содержать вещи в порядке и чистоте.

Эффективность работы определялась через наблюдение за детьми во время режимных моментов, применения дидактических игр. Говорить о полной сформированности тех или иных культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы еще рано. Они продолжают формироваться на протяжении последующих лет пребывания в дошкольном учреждении. Но то, что у 70% детей навыки еды находились в стадии становления, а не в точке роста (по Урунтаевой), у 83% детей в этой же стадии находился навык ухода за своим телом, говорит о положительном результате совместной деятельности. Только навык соблюдения порядка и пользование одеждой наблюдался в самой первой стадии — точки роста — у 56% ребят. Конечно же, одевание и раздевание дошкольники еще осуществляли с трудом.

В конце учебного года также было проведено итоговое анкетирование среди родителей. Анализ результатов показал, что появились положительные изменения. У 72% родителей было желание продолжать партнерские отношения с детским садом. Большинство — старались всегда или часто участвовать в жизни своих детей в дошкольном учреждении. Посещаемость мероприятий к концу учебного года поднялась до 76%.

В целом, результаты оказались положительными и эффективными. Таким образом, практическая значимость педагогической деятельности заключалась в реализации на практике родительского клуба как формы взаимодействия детского сада и семьи для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.

Библиографический список

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29. 12. 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16. 09. 2019)
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  3. Витвар О.И. Социально-педагогические технологии взаимодействия с семьей. ФГОС. – М.: Учитель, 2016.
  4. Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО. ФГОС. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
  5. Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 647-651.
  6. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.
  7. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: метод, пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год