Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний» |
Педагогика | |||
Автор: Брык Галина Ивановна | |||
14.10.2019 14:09 | |||
Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний» «Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка» Л.С. Выготский Многие отечественные и зарубежные психологи (Л. И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М.И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека — важнейшее условие развитие его как личности. Человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой ребенок оказывается. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются. Поэтому создание эмоционально-развивающей среды в группе, является необходимым условием для социального развития ребенка раннего возраста. Каждая ступень развития как индивида и личности должна быть прожита им полноценно, без неоправданного ускорения, ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничивая ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте, приводит к его отставанию в познание окружающего мира, снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, затрудняемому развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития ребенка, впоследствии, возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумения распознать и учитывать чувства других людей (т. е. эмоциональная невосприимчивость). Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников привлечено тем что, современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в грубой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия. Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий, которые способствуют разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в основном виде детской деятельности — игре, насыщенной переживаниями. Цель: создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально-положительных состояний и обогащение их эмоциональных переживаний. Задачи:
Условиями для реализации целей и задач данной работы является ряд компонентов влияющих на эмоциональную атмосферу в группе:
традиции группы: «Утро радостных встреч» (новая игрушка, новая книжка и т.д), «Сладкий вечер» (День рождение куклы Маши и т.д), которые помогут педагогам поддерживать и развивать благоприятную атмосферу общения детей и взрослых, воспитывать у детей самостоятельные проявления внимания и доброжелательности, позволят ребенку почувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем. 4. Эмоционально-активизирующий компонент среды предполагает активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Приоритетом этого компонента являются игры на накопление эмоций: «Подружились!», Оденем куклу на прогулку», «Карусели», «Кошечка», и др., релаксацию, мыльные пузыри, игры с водой, солнечный зайчик. Эмоционально насыщают развитие детей сюрпризные моменты, игры – забавы, игры — развлечения. Разработана картотека «Веселые говорушки», которая включает в себя потешеки, песенки, пестушки, колыбельные на разные режимные моменты для детей раннего возраста, что способствует безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация), позволяет формировать положительное отношение к детскому саду; создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на эмоциональную сферу детей. 5. Эмоционально-тренирующий компонент среды обеспечивает формирование навыков эмоциональной регуляции, т.е. способности понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно их понимать и полноценно переживать. Для решения этих задач используем телесную терапию, сказкотерапию, игротерапию. Много положительных эмоций у детей вызывает театральная деятельность. В группе создан уголок театрализации, в котором имеются различные виды театра: магнитный, фланелеграф, настольный, театр резиновых игрушек и др. Самым любимым театром для наших детей стал театр «Веселые пальчики» (пальчиковый вязаный театр). Активными участниками образовательного процесса в группе раннего возраста «Веснушки» являются родители. Работа основана на принципах сотрудничества, диалога, взаимообогащения. Родители оказывают помощь педагогам: в изготовлении пособий, участвуют в подготовке развлечений для малышей. Систематическая работа по тематическим блокам осуществляется во взаимодействии с родителями: создают совместные поделки с детьми: панно «Ночь со звездами", «Солнышко-колоколнышко», «Листопад» и т.д; совместно организовали выставку поделок из природного материала, овощей «Дары осени», «Наш урожай»; готовят информационные сообщения по темам блока: «Секреты бабушкин сундук», «Зимние забавы», «Здравствуй, детский сад», «От ракеты до ракеты» и т.д. Такая деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку. Родители группы раннего возраста «Веснушки» принимали активное участие в конференциях ДОУ: «Папа может всё...», «Охрана и укрепление здоровья воспитанников ДОУ». Для эмоционально-положительного настроя проводим совместные с детьми и родителями развлечения: «Полюбуйтесь – это я, это мамочка моя», «Вот он какой – папочка родной», «Посиделки в русской избе» (чаепитие с булочками). Безусловно решающая роль в создании эмоционально развивающей среды принадлежит педагогу, его собственному эмоциональному настрою, отношению к детям. Даже наличие самых совершенных игрушек не обеспечивает маленькому ребенку положительно — эмоционального тонуса, как наша улыбка, прикосновение, общение, ласковый голос. Поэтому одной из основных задач стоящих перед воспитателем группы раннего возраста, является проведение игр-забав, которые вызывают у детей радостное оживление, расширяют поводы для эмоционально положительных состояний, обогащают их эмоциональное переживание. При положительных эмоциях у детей появляется состояние приятной расслабленности. Кроме того, взрослые могут и должны специально вызывать смех маленького ребенка. Стихотворения мы не просто рассказываем, а рассказываем руками, мимикой, жестами. Для создания эмоционально-положительной атмосферы в группе прослушиваем любимые аудио записи, просматриваем любимые мультфильмы, поем любимые песенки. 3. Григорьева. Г. Г. «Кроха». Москва «Просвещение» 2004 г. 4. Дёмина Е. Е. «Развитие и обучение детей раннего возраста» Москва «Творческий центр» 2006 год.
|